(йок. Пыэннэ-сиййт). Название происходит от гидронима (р. Поной). В 1517 году упоминается Trinne – «Терский погост». В 1573–1576 годах эти саами называются Турья, и отделяются от Норецких и Вороненских саами.176 На карте Симона ван Салингена 1601 г. обозначена группа поселений под названием «Trene seх vlecken». Учитывая приведенное выше значение термина vlecken, данное выражение можно перевести как «6 поселений терской лопи».
В датских налоговых материалах 1593 года упоминается Thrinnes. Численность членов сиййта и его место в порядке перечисления дают основание утверждать, что это объединение соответствует коллективу, который в 1607–1611 годах обозначен как «Погост Понойской», в котором «… живут лопари Понойские и Еконские». Описание этих саами в 1678 году озаглавлено следующим образом: «в Терской лопи …в «межа им [Норецким] с Воронескими лопарями вместе в Мурманской конец морским берегом в гору прямо по Териберский наволок а в другую сторону межа им от Турьи лесным ручьем в Тундру прямо» Понойском и Еконском погостех». Однако, начиная со времени составления этой переписи, данные саами официально разделялись на 5 сиййтов . В 1763 году эти сиййты упоминаются обособленно от остальных под общим названием «Терская лопь». Для этой переписи указанные саами составили общую ревизскую сказку по всем пяти сиййтам. При указании данных о происхождении замужних женщин, эти группы редко упоминались по отдельности. Вместо названий конкретных коллективов, чаще всего писалась общая формулировка – «из Терской лопи».
Терские саами во всех политико-административных вопросах выступали «единым фронтом»: коллективно управляли своими ресурсами, составляли челобитные, отказывались участвовать в строительстве Кольского острога и т.д. При этом эти сиййты всегда значились как «Понойский и Еконский погосты», или «погост Понойский и Еконский», то есть так, как это было зафиксировано в 1607–1611 годах. Мы провели анализ состава этого сиййта, зафиксированного в данной переписи, и состава групп, продававших через несколько лет свои угодья. В результате анализа стало очевидным, что переписанные единым списком Терские саами на самом деле уже в начале XVII в. делились, по крайней мере, на три группы – йоканьские, пурнацкие и лундалские саами. В 1607–1611 годах все угодья этих сиййтов перечислены вместе. В 1678 году указаны только места зимних поселений. В связи с этим определить их территории в отдельности можно лишь весьма условно. С начала XVII в. основные угодья этого объединения арендовали то один, то другой монастыри. С 1626 г. монастырь-арендатор сам платил за них дань Москве, а саами ограждались от сборщиков дани и торговцев алкоголем. В начале XX в. потомки членов этих сиййтов имели самоназвание – тарьялай. Потомки являлись носителями еканьгского диалекта языка саами.
В Писцовой книге Алая Михалкова 1607–1611 гг. одновременно с уже упоминавшимся выше Понойским погостом, описывается еще один «Понойский погост» – русское поселение в устье р. Поной. Другой вариант его названия – село Поной. Поселение возникло в середине XVI в. как церковь с двором священника и, скорее всего, как рыбацкое становище. Таким мы его видим в начале XVII в. в упомянутой переписи. К 1647 г. там насчитывалось уже 6 дворов, а к 1678 – 14 дворов. Среди жителей села упоминаются саами – выходцы из Йоканьского и Пурнацкого сиййтов. Русские жители села заключали браки с саами ближайших групп. Когда в первой трети XVIII в. встал вопрос о распоряжении реками, жители с. Поной участвовали в его решении вместе с пятью сиййтами Терских саами. Созданное в 1860-е г. сельское общество объединило село с указанными коллективами. Активные контакты между терскими саами и жителями села были зафиксированы и в начале ХХ в. Это один из примеров равноправного сосуществования различных этнических общностей.

Родственные сайты

Пословица / поговорка