Другой вариант названия – деревня Тикшеозеро. Название происходит от гидронима. Как он назывался на языке саами, неизвестно. Впервые он упоминается в 1563 г. как хозяйство одной семьи саами Ивана Большой Головы на Нютко-озере. Через 11 лет, в П1573–1576, та же семья облагалась оброком за пользование Тикшеозером.
В 1607–1611 годах сиййт не выделяется, а просто упоминается как одно из крестьянских владений Керетской волости. В последующих переписях эта группа упоминается как «лопский погост Тикшеозеро» и вместе с волостью Кереть относится к юрисдикции Соловецкого монастыря. Эта социальная единица описывается в 1709, 1710, также в 1–3 ревизиях (1719, 1744 и 1763 гг.). В XVII в. жители Тикшеозера неоднократно участвовали в челобитных других соловецких вотчин. Просьбы состояли в запрете проезда сборщиков дани через их территорию. Соловецкие крестьяне не платили дань государственным чиновникам и были очень недовольны их появлением у себя, которое сопровождалось продажей вина и изъятием оленей для своих нужд. Просьбы крестьян поддерживались Соловецким монастырем и удовлетворялись Москвой. Но, судя по тому, как часто их писали, наказы царских грамот, которые защищали интересы крестьян, регулярно нарушались. К 1719 г. к населению сиййта добавилась большая семья пришлых людей. Этническая принадлежность пришельцев пока не ясна. Их фамилия – Лайгуевы – говорит о том, что они не были русскими. Одна из двух групп саами, живших там, переселилась в Пяозерский сиййт. С этого времени Тикшеозеро стал писаться в документах не как «лопский погост», а как деревня, а население записывалось не «лопарями», а «крестьянами». На основе истории этого сиййта мы можем увидеть процесс ассимиляции саами Карелии.

Родственные сайты

Пословица / поговорка