Лешая лопь
Таким термином назывались сиййты, расположенные на территории нынешних Карелии и Финляндии. К этим объединениям применялись также обозначения «дикая лопь», «лешелопские погосты» Термин «Лешие», очевидно, происходит от лесной зоны, в которой они проживали.
«Дикие» в русском языке того времени означало «язычники». Эти саами в исследуемое время заселяли северную половину Карелии и Финляндии. К концу XVII в., однако, они были почти полностью вытеснены с обжитых мест, оставшаяся часть - ассимилированы.
- Информация о материале
- Просмотров: 1022
Таким термином назывались сиййты, расположенные на территории нынешних Карелии и Финляндии. К этим объединениям применялись также обозначения «дикая лопь», «лешелопские погосты» Это название встречается в 1607–1611, 1678, 1709, 1710 и 1716 годах. Кроме того, оно фигурирует в ряде документов XVII в. Термин «Лешие», очевидно, происходит от лесной зоны, в которой они проживали.
«Дикие» в русском языке того времени означало «язычники». Эти саами в исследуемое время заселяли северную половину Карелии и Финляндии.195 К концу XVII в., однако, они были почти полностью вытеснены с обжитых мест, оставшаяся часть – ассимилированы. С точки зрения А.Ю. Жукова, на протяжении большей части XVII в. к Кольскому уезду относились погосты всей северной половины современной Карелии. Мы же сосредоточим свое внимание на тех коллективах саами, чьи территории относились к Кольскому уезду на протяжении всего исследуемого нами времени. В 1620 г. сиййты Пяозерский и Орезерский вместе с другими «лешелопскими» сиййтами добились права самостоятельной выплаты дани Москве. Это продолжалось, по крайней мере, до конца 1620-х гг. Таким образом, можно говорить о том, что эти сиййты имели определенную, объединяющую их идентичность. В конце XIX – начале ХХ вв. они уже не фигурируют в переписях. На примере сиййта Тикшеозеро можно сделать вывод, что население этих сиййтов смешивалось с русским и карельским населением.
- Информация о материале
- Просмотров: 3467
Название происходит от гидронима. Название на языке саами неизвестно. Сиййт упоминается только в 1607–1611 годах в форме «…да на Ковдо озере в веже…». Позже его территория сливается с волостью Ковда.
- Информация о материале
- Просмотров: 3275
Название происходит от гидронима (оз. Рува). Название на языке саами неизвестно. Сиййт упоминается только в 1607–1611 гг. Дальнейшая история его неизвестна. Возможно, что члены этого сиййта позднее записывались как члены Пяозерского или Орезерского сиййтов.
- Информация о материале
- Просмотров: 3017
Название происходит от гидронима (оз. Пяозеро). На языке саами оно неизвестно. Начиная с 1607–1611 годов, это название упоминается во всех исследованных нами переписях. В 1678 году зафиксировано создание карельских деревень на территории этого коллектива.
М. Полла хорошо демонстрирует, что к 1740-м годам число карелов в этой местности уже значительно превышало численность саами. В результате, в 1744 году наряду с Пяозерским и Орезерским сиййтами уже существовала такая административная единица как Пяозерское присудствие, объединявшая, как минимум, три деревни – Олангу, Усть-Софьянгу и Кундозерскую. Характерно, что при фиксации происхождения женщин некоторые не уточняли название деревни, а писали просто «Пяозерского присудствия». Судя по всему, население этих новых единиц было смешанным. Среди их членов зафиксированы и саами – выходцы из Пяозерского сиййта, и карелы. К XX в. сиййт не сохранился как коллектив саами.
- Информация о материале
- Просмотров: 4738
Название происходит от гидронима. Название на языке саами неизвестно. Начиная с Писцовой книги Алая Михалкова 1607–1611 гг., сиййт упоминается во всех исследованных нами переписях.
Название в источниках варьируется: то Орезерский, то озеро Ворья. В районе локализации встречаются озера Ориярви и Вуориярви. К XX в. эта группа не сохранилась как обособленный коллектив саами.
- Информация о материале
- Просмотров: 3125
Другой вариант названия – деревня Тикшеозеро. Название происходит от гидронима. Как он назывался на языке саами, неизвестно. Впервые он упоминается в 1563 г. как хозяйство одной семьи саами Ивана Большой Головы на Нютко-озере. Через 11 лет, в П1573–1576, та же семья облагалась оброком за пользование Тикшеозером.
В 1607–1611 годах сиййт не выделяется, а просто упоминается как одно из крестьянских владений Керетской волости. В последующих переписях эта группа упоминается как «лопский погост Тикшеозеро» и вместе с волостью Кереть относится к юрисдикции Соловецкого монастыря. Эта социальная единица описывается в 1709, 1710, также в 1–3 ревизиях (1719, 1744 и 1763 гг.). В XVII в. жители Тикшеозера неоднократно участвовали в челобитных других соловецких вотчин. Просьбы состояли в запрете проезда сборщиков дани через их территорию. Соловецкие крестьяне не платили дань государственным чиновникам и были очень недовольны их появлением у себя, которое сопровождалось продажей вина и изъятием оленей для своих нужд. Просьбы крестьян поддерживались Соловецким монастырем и удовлетворялись Москвой. Но, судя по тому, как часто их писали, наказы царских грамот, которые защищали интересы крестьян, регулярно нарушались. К 1719 г. к населению сиййта добавилась большая семья пришлых людей. Этническая принадлежность пришельцев пока не ясна. Их фамилия – Лайгуевы – говорит о том, что они не были русскими. Одна из двух групп саами, живших там, переселилась в Пяозерский сиййт. С этого времени Тикшеозеро стал писаться в документах не как «лопский погост», а как деревня, а население записывалось не «лопарями», а «крестьянами». На основе истории этого сиййта мы можем увидеть процесс ассимиляции саами Карелии.