Лешая лопь
Таким термином назывались сиййты, расположенные на территории нынешних Карелии и Финляндии. К этим объединениям применялись также обозначения «дикая лопь», «лешелопские погосты» Термин «Лешие», очевидно, происходит от лесной зоны, в которой они проживали.
«Дикие» в русском языке того времени означало «язычники». Эти саами в исследуемое время заселяли северную половину Карелии и Финляндии. К концу XVII в., однако, они были почти полностью вытеснены с обжитых мест, оставшаяся часть - ассимилированы.
Таким термином назывались сиййты, расположенные на территории нынешних Карелии и Финляндии. К этим объединениям применялись также обозначения «дикая лопь», «лешелопские погосты» Это название встречается в 1607–1611, 1678, 1709, 1710 и 1716 годах. Кроме того, оно фигурирует в ряде документов XVII в. Термин «Лешие», очевидно, происходит от лесной зоны, в которой они проживали.
«Дикие» в русском языке того времени означало «язычники». Эти саами в исследуемое время заселяли северную половину Карелии и Финляндии.195 К концу XVII в., однако, они были почти полностью вытеснены с обжитых мест, оставшаяся часть – ассимилированы. С точки зрения А.Ю. Жукова, на протяжении большей части XVII в. к Кольскому уезду относились погосты всей северной половины современной Карелии. Мы же сосредоточим свое внимание на тех коллективах саами, чьи территории относились к Кольскому уезду на протяжении всего исследуемого нами времени. В 1620 г. сиййты Пяозерский и Орезерский вместе с другими «лешелопскими» сиййтами добились права самостоятельной выплаты дани Москве. Это продолжалось, по крайней мере, до конца 1620-х гг. Таким образом, можно говорить о том, что эти сиййты имели определенную, объединяющую их идентичность. В конце XIX – начале ХХ вв. они уже не фигурируют в переписях. На примере сиййта Тикшеозеро можно сделать вывод, что население этих сиййтов смешивалось с русским и карельским населением.
Название происходит от гидронима. Название на языке саами неизвестно. Сиййт упоминается только в 1607–1611 годах в форме «…да на Ковдо озере в веже…». Позже его территория сливается с волостью Ковда.
Название происходит от гидронима (оз. Рува). Название на языке саами неизвестно. Сиййт упоминается только в 1607–1611 гг. Дальнейшая история его неизвестна. Возможно, что члены этого сиййта позднее записывались как члены Пяозерского или Орезерского сиййтов.
Название происходит от гидронима (оз. Пяозеро). На языке саами оно неизвестно. Начиная с 1607–1611 годов, это название упоминается во всех исследованных нами переписях. В 1678 году зафиксировано создание карельских деревень на территории этого коллектива.
М. Полла хорошо демонстрирует, что к 1740-м годам число карелов в этой местности уже значительно превышало численность саами. В результате, в 1744 году наряду с Пяозерским и Орезерским сиййтами уже существовала такая административная единица как Пяозерское присудствие, объединявшая, как минимум, три деревни – Олангу, Усть-Софьянгу и Кундозерскую. Характерно, что при фиксации происхождения женщин некоторые не уточняли название деревни, а писали просто «Пяозерского присудствия». Судя по всему, население этих новых единиц было смешанным. Среди их членов зафиксированы и саами – выходцы из Пяозерского сиййта, и карелы. К XX в. сиййт не сохранился как коллектив саами.
Название происходит от гидронима. Название на языке саами неизвестно. Начиная с Писцовой книги Алая Михалкова 1607–1611 гг., сиййт упоминается во всех исследованных нами переписях.
Название в источниках варьируется: то Орезерский, то озеро Ворья. В районе локализации встречаются озера Ориярви и Вуориярви. К XX в. эта группа не сохранилась как обособленный коллектив саами.
Другой вариант названия – деревня Тикшеозеро. Название происходит от гидронима. Как он назывался на языке саами, неизвестно. Впервые он упоминается в 1563 г. как хозяйство одной семьи саами Ивана Большой Головы на Нютко-озере. Через 11 лет, в П1573–1576, та же семья облагалась оброком за пользование Тикшеозером.
В 1607–1611 годах сиййт не выделяется, а просто упоминается как одно из крестьянских владений Керетской волости. В последующих переписях эта группа упоминается как «лопский погост Тикшеозеро» и вместе с волостью Кереть относится к юрисдикции Соловецкого монастыря. Эта социальная единица описывается в 1709, 1710, также в 1–3 ревизиях (1719, 1744 и 1763 гг.). В XVII в. жители Тикшеозера неоднократно участвовали в челобитных других соловецких вотчин. Просьбы состояли в запрете проезда сборщиков дани через их территорию. Соловецкие крестьяне не платили дань государственным чиновникам и были очень недовольны их появлением у себя, которое сопровождалось продажей вина и изъятием оленей для своих нужд. Просьбы крестьян поддерживались Соловецким монастырем и удовлетворялись Москвой. Но, судя по тому, как часто их писали, наказы царских грамот, которые защищали интересы крестьян, регулярно нарушались. К 1719 г. к населению сиййта добавилась большая семья пришлых людей. Этническая принадлежность пришельцев пока не ясна. Их фамилия – Лайгуевы – говорит о том, что они не были русскими. Одна из двух групп саами, живших там, переселилась в Пяозерский сиййт. С этого времени Тикшеозеро стал писаться в документах не как «лопский погост», а как деревня, а население записывалось не «лопарями», а «крестьянами». На основе истории этого сиййта мы можем увидеть процесс ассимиляции саами Карелии.