Керёжа с полным основанием относится к древнейшему типу саней, представляя нечто среднее между лодкой и лыжами.
Распространена она была повсеместно, как у саамов Кольского полуострова, так и у зарубежных и, как будто бы, в форме ее никаких существенных изменений у тех и других не было. Оригинальная эта повозка ни у каких других народов Севера не встречалась.
Внешний ее вид напоминает узкую лодку с отрезанной кормой. Центром кережи служит гнутый березовый или еловый полоз (эль). По полозу расположены 5 пар 7 гнутых ребер, к которым с обеих сторон параллельно полозу прибиты по 3-4 узкие доски, составляющие борта керёжи. Конусообразный нос слегка приподнят, чтобы керёжа не зарывалась в снег, спинка отогнута для удобства ездока. Грузовая керёжа отличается от легковой только большими размерами.
В недавнем еще прошлом борта керёжи сшивались древесными корнями или деревянными гвоздями. На спинке керёжи, обычно орнаментированной, ввернуто железное кольцо для привязи оленей при путешествии райдой. При необходимости переездов в переднюю часть керёжи клали для тепла сухую траву, ноги обвертывали в оленью шкуру и заматывали ремнем, пользуясь мочками по бортам.
Обычно в керёжу запрягался один олень, в редких случаях - два.