Нет обложки
Местоположение: Ревда

Просмотры: 3552

Осенью 1910 года шведский этнограф и археолог Густав Хальстрем посетил Кольский полуостров. Значительной частью его маршрута был сплав по реке Умбе. Известный ученый одной из своих задач ставил поиск и изучение наскальных рисунков.


 
Олени и знак солнца. Остров Еловый.
 
Возможно, это изображение каких-то сетей или ловушек. Скала Одинокая.
 
Ящерица (?) Остров Еловый.
 
Беременная женщина и мужчина с копьем. От мужской фигуры идет линия - возможно, символизирующая пуповину, линия уходит в воду озера. Остров Каменный.
 
Мужчина и женщина держатся за руки. Скала Одинокая.
 
Шаман с маской оленя или лося. Человек-олень (?) Скала Одинокая.
 
Изображение охоты на белуху с лодки. Рисунок примечателен тем, что на лине, идущем от лодки к белухе, показан поплавок (до сих пор такие поплавки используют в морской охоте на китов эскимосы. Делается он из кишок или желудка кита). Остров Еловый.

Известно, что в том же году Хальстремом было начато основательное изучение петроглифов Онежского озера в Карелии, продолженное затем в 1914 году и тогда же прерванное начавшейся Первой мировой войной. В Ловозерских тундрах его внимание не мог не привлечь саамский сейд Куйва - гигантское изображение человека на скале возле священного озера Сейдявр, первая фотография этого саамского божества (природного происхождения) сделана именно Хальстремом.

Несмотря на собранный колоссальный этнографический материал, ученому-археологу так и не удалось обнаружить следов наскального творчества древних жителей Лапландии. А ведь он находился всего в двух шагах от сенсационного открытия. Несомненно также, что во время сплава по реке Умба Хальстрем миновал несколько скалистых островков в ее среднем течении. Эти живописные острова видны издалека и влекут к себе путешествующего по реке. Возможно, скверная погода или недостаток времени не позволили ученому сделать в этом месте привал.

Теперь уже вряд ли кто-нибудь подвергнет сомнению тот факт, что 5 июля 1997 года начался новый этап в изучении древней истории Кольского полуострова. Находка петроглифов произошла при счастливом стечении обстоятельств. Рисунки были настолько сокрыты от глаз слоем мхов и лишайников, что при рассеянном или прямом освещении контуры изображений практически сливались с поверхностью скалы. Но случилось так, что лучи заходящего солнца отбросили тени на углублениях в камне. Естественно, необходимо отдать должное Юрию Иванову, участнику путешествия, которого как раз в этот момент не подвела интуиция исследователя. Первыми были найдены 4 изображения.

Результаты исследований 1998 года оказались поистине ошеломляющими. За неделю кропотливой работы было выявлено 8 скоплений рисунков на трех островах и одном береговом скальном выходе, а общее число только прочитанных нами изображений увеличилось до 250. Очевидно было, что они далеко не последние.

Вскоре новое открытие было представлено на двух международных конференциях - в Альте (ACRA-II) и в Петрозаводске (к 150-летию открытия петроглифов Онежского озера). Находки на Канозере были высоко оценены зарубежными специалистами. Уже сейчас понятно, что данное открытие является крупнейшим за всю историю археологического исследования Кольского полуострова, и значимой вехой в изучении древней истории Северной Европы.

Проточное Канозеро, на островах которого мы проводили свои исследования, вытянулось с севера на юг более чем на 20 км. И если плыть из места впадения в него реки Умбы вдоль левого берега, то первым островом, который встретится

вам на пути, будет остров Скалистый (другое название - Каменный). Крутая и высокая (6 метров над уровнем озера) скала этого острова обращена на северо-запад и хорошо просматривается с воды. На ее верхней площадке и были найдены первые рисунки.

На небольшом мысу левого берега озера напротив Скалистого острова издалека заметна другая массивная скала, названная нами Одинокой. Здесь также были обнаружены наскальные изображения. В 6 км к югу расположены еще два острова. Первый из них, меньший по размерам, мы назвали Еловым. На живописных и относительно невысоких (1,5-2 метра над уровнем озера) скалах этого острова мы обнаружили два крупных скопления рисунков.

Обилие же скал соседнего острова (его называют Горелый) не оправдало наших ожиданий, и единственной находкой оказались лишь два небольших изображения на узком скальном мысу в южной части острова.

И еще о скалах. Основная горная порода, из которой они сложены - метаморфического происхождения и относится к классу порфировых метасоматитов. Присутствие в ней такого минерала как серпентинит придает ей слегка зеленоватый оттенок на изломе. Покрытые же корой выветривания и лишайниками скалы с петроглифами имеют серый оттенок. В отличие от красных гранитов Онежского озера и кристаллических сланцев Беломорья, наша порода значительно мягче. Возможно, именно с этим связаны довольно глубокие выбивки некоторых рисунков (до 10 мм). Кора выветривания укрепляет поверхность скалы, чем отчасти и защищает рисунки.

Совсем в другом состоянии скальная поверхность, находящаяся под дерном. От постоянной влажности камень настолько мягок, что царапается даже ногтем. Удивительно, но петроглифы обнаружены и на таких участках.

Что же мы увидели на скалах? Практически каждое скопление рисунков выполнено в своем узнаваемом стиле и характеризуется различным временем и своей техникой исполнения. Найдены рисунки как каменного, бронзового веков, так и, возможно, относящиеся к саамскому средневековью. В стилистике рисунков легко угадываются аналоги Карельских изображений (Беломорья и Онежского озера), Кольских (Чальмны-Варре), Норвегии (Альта), но также имеются уникальные изображения.

Например, найдена интересная группа, по-видимому, изображающая символ плодородия - беременная женщина (внутри большого живота изображен ребенок) и рядом мужчина с копьем в руке. Предварительно мы датировали эту группу саамским средневековьем (глубокая выбивка сделанная металлическим орудием, и само композиционное решение более характерно для поздних культур северных народов, нежели для культур каменного и бронзового веков).

Если наше предположение подтвердится, то можно говорить о первой находке на Кольском полуострове саамских наскальных рисунков. В них запечатлены сцены морской охоты (охота на белух) и рыболовства (сцена ловли щуки), необычную символику (крест, "амулет", солярные и лунарные знаки), мифологические персонажи, фигуры различных животных (лоси, олени, белуха, лисица, змея, ящерица), птиц (утки) и рыб (щука, а также крупная рыба, похожая на осетра).

Композиции и отдельные рисунки позволяют сделать интересные выводы о быте, обрядах, климатических и географических условиях обитания древних жителей Кольского севера. А также помочь проследить пути освоения людьми этих мест, формирования культурных традиций и многое другое.

Панели с рисунками находятся порой на значительном расстоянии друг от друга, поэтому можно говорить о целом комплексе археологических памятников. Вполне возможно, что при дальнейшем исследовании окрестностей могут быть найдены и другие исторические памятники (древние стоянки, новые скопления петроглифов). Глубина выбитых изображений достигает 1 см. При этом, встречаются как контурные изображения, так и полностью выбранные по всему силуэту.

Интересны каменные рисунки человека. Из более чем 40 его изображений, выявлено лишь четыре профильные фигуры, остальные представляют собой изображения анфас. Наиболее показательна в этом отношении самая крупная человеческая фигура - "Шаман" (около 1 м в длину). "Ноги сильно согнуты в коленях, ступни вывернуты наружу, руки так же сильно согнуты в локтях и подняты вверх ...голова лишена убора, внизу виден привязанный хвост ". Так известный ленинградский археолог Н.Н. Гурина в своей книге "Время, врезанное в камень" описывает изображения человеческих фигур на наскальных рисунках в Чальмны-Варрэ. К сказанному можно еще добавить, что у "Шамана" мы видим округлый живот, непропорционально большие кисти вытянутых над головой рук и короткие ноги. На кистях рук и ступнях ног прорисованы все пальцы. Подобную особенность мы встречаем и на Беломорских петроглифах, в частности, это характерно для центральной фигуры беса группы "Бесовы следки".

Необходимо отметить, что на Беломорских рисунках человеческие фигуры анфас встречаются значительно реже, чем в профиль (выше упоминаемая фигура беса также изображена в профиль), напротив, на петроглифах Чальмны-Варрэ практически все рисунки выполнены анфас, по выражению Гуриной, "как бы пляшущими".

Очевидно, что за многие годы большая часть петроглифов реки Умба уже исчезла, и в первую очередь, под воздействием мощных весенних ледоходов, ежегодно атакующих скалы островов. В некоторой степени рисунки разрушают лишайники, покрывающие скалы, которые сложены довольно мягкими горными породами. Но есть и антропогенные факторы, угрожающие рисункам. Каждый в своей жизни не раз читал надписи типа "Здесь был Петя". Некоторым людям свойственно непреодолимое стремление увековечить свое имя где угодно и как угодно.

Не избежали подобной участи и скалы этих мест. Наиболее ранние из этих "автографов" датируются 60-ми годами нашего столетия. Некоторые из надписей начертаны прямо поверх бесценных петроглифов

Вполне вероятно, что уникальность и значимость археологического открытия на Кольском полуострове с каждым годом все больше будет привлекать туристов в эти места. Поэтому можно с уверенностью предсказать рост антропогенной нагрузки на территорию исторических памятников и окружающую их природу, и уже сейчас следует задуматься о более широком спектре охранных мер. Одной из них может быть создание особо охраняемой территории историко-природного заповедника или национального парка.

Какие предпосылки имеются для этого? Акватория реки Умба уже сама по себе является охраняемой территорией, ведь это семужья река. В непосредственной близости от островов с петроглифами находится пост Терской рыбинспекции. Также эта территория граничит с Канозерским лосиным заказником. Таким образом, создание историко-природного заповедника или природно-исторического национального парка в этом районе смогло бы взаимовыгодно объединить усилия по охране исторических памятников, природных (рыбных, охотничьих и лесных) ресурсов и послужить хорошей базой для дальнейших научных исследований.

Впоследствии вполне вероятно включение территории данного очага древнего искусства в программу Всемирного наследия ЮНЕСКО, как это уже сделано с наскальными рисунками Норвегии (Альта), Швеции и планируется с петроглифами Онежского озера (Карелия).

 

Краеведческий музей п.Ревда

(ОАО "Севредмет")

Авторы этой книги

Лихачев В.А.

Лихачев В.А.

Вадим Алексеевич Лихачев – краевед, визуальный антрополог. Родился в 1972 году в пгт. Ревда Мурманской области. Автор книг, статей и фильмов по истории и этнографии Кольского края, главный редактор историко-краеведческого альманаха "Земля Тре". Эксперт Кольского центра охраны дикой природы.


Добавить комментарий
Комментарий будет опубликован после модерации.

Родственные сайты

Пословица / поговорка