Обложка Лопарские клейма
Редактор: Мурманское Общество Краеведения
Местоположение: Мурманск
Год: 1926

Просмотры: 3772

Мурманское Общество Краеведения. (Из доклада, читанного на Общем собрании О-ва 5 декабря 1926 г.).
[46]

Лопарские клейма

«Клейма» или особые знаки различной формы начертаний, имеющие широкое применение в быту у лапландцев с давних времен и до нашего времени, не являются каким либо исключительным явлением, присущим лопарскому быту, но свойственны и быту других народов, напр.: карелов, самоедов, киргизов и др., даже великоросов. У каждой народности они имеют свое название. У лопарей дли них не сохранилось другого названия, кроме русского «клеймо», в некоторых погостах искаженного в «клейно».

Клеймами в лопарском обиходе метятся и предметы домашней утвари и хозяйственного инвентаря, в удостоверение принадлежности вещи владельцу, и применяются они в официальных актах, заменяя собою расписки, подписи, ввиду неграмотности обладателей клейм. Каждое отдельное клеймо по существу одновременно обозначает — фамилию, имя и отчество обладателя, а также и погост, в котором он числится.


Клеймо является постоянным (за немногим исключением) для одного носителя — положим отца; дети, заимствуя клеймо отца, в свою очередь, или усложняют начертание его, или, наоборот, упрощают. Со второй половины XIX ст, клейма стали заменяться инициалами или подписями.

Таким образом, клейма претерпевали различные процессы, а именно: усложнение принятого от предшественника клейма, упрощение, видоизменение (напр. , замена квадрата кругом или частью окружности); замену прямолинейных начертаний криволинейными и наооборот, как у всего клейма, так и у отдельных его частей (линий); замену клейма инициалом; приспособление клейма к начертаниям инициалов; усложнение инициалов и превращение их обратно в клейма и замену клейма подписями.

Грамотность однако же, не влечет обязательного отказа от клейма обладателя его, и лицо, «расписывающееся подписью», помнит и клеймо. Кроме этого рода юридических знаков, параллельно существует клеймение оленей путем соответствующих вырезов или проколов на их ушах, такие метки —«уши-пятна»— в настоящее время владельцами оленей регистрируются в волисполкомах. Оленьи меты не имеют никакой связи и зависимости по характеру их изображения с системой клейм — предметом настоящей статьи.

Несмотря на индивидуальный характер отдельных клейм и разнообразие процессов их видоизменений, общая схема их [47] построений — или основа — для каждой фамилии остается постоянной, являясь как бы родовой схемой.

Кроме этого, нужно отметить, что по схемам клейм некоторые фамилии стоят очень близко друг к другу (напр. Летовы, Чапуровы, Федотовы, Архиповы) и это как-бы свидетельствует о родстве некоторых фамилий между собой. Родовые схемы, правда, имеют не все фамилии, некоторые их не имеют, например — фамилия Яковлевых. Клейма лиц этой фамилии по схемам, весьма разнообразны, мотивы клейм их заимствованы от других фамилий В отдельных случаях, заимствование лицами определенной фамилии клейм из клеймовых схем других фамилий весьма нередки, но в таких случаях можно наблюдать или полное «перерождение» заимствованного клейма или приспособление клейма другой фамилии к родовой схеме обладателя. Обладателями клейм являются не только мужчины, но и женщины. Женские клейма мною не собраны с достаточной полнотой, а потому нельзя в настоящее время достаточно осветить вопрос о видоизменении их. Нет достаточных данных также и для выяснения вопроса, являются-ли клейма иной фамилии заимствованными именно по женской линии.

Помимо того, что схемы построения клейм для отдельных фамилий различны, можно отметить, что и совокупность клейм фамилий одного погоста вообще отлична от клейм фамилий погостов других и разница в характере клейм будет тем резче, чем далее отстоят эти погосты друг от друга На приведенных таблицах видна резкая разница между клеймами западных и восточных погостов. В собранной мною коллекции (свыше 3.000 клейм), относящихся главным образом к XIX стол можно установить, что схемы клейм за это столетие были постоянными. Если же принять во внимание частый возврат сложных клейм к формам более примитивным (упрощение), а затем последующее новое усложнение, и если предположить, что таковые процессы происходили многократно, — то схемы клейм придется признать весьма древними. В основу клейм положены схемы построения некоторых весьма древних по происхождению орнаментальных мотивов, сохранившихся у лопарей до нашего времени, может быть графические схемы символов ныне позабытых, о чем свидетельствуют кресты и свастика в различных вариантах. Необходимо, также, отметить четкость, если можно так выразиться — геометричность построения лопарских клейм, чем они резко отличаются отоднообразных, в общем, клейм самоедов и карел, хотя у последних и имеются тождественные с лопарскими клейма. Клейма, как бытовое явление, распространены были и у колонистов Мурманского берега, будучи занесены с берегов Белого моря. Клейма этих колонистов большею частью состоят из инициалов, усложненных различными соединительными линиями и совсем не имеют тех схем построения, какими отличаются лопарские клейма.

На приведенных далее 12 таблицах мною изображены клейма, в коих видна лишь схема их построения и самые типичные откло[48]нения от основных схем. Ограниченность средств не позволяет привести в иллюстрациях все процессы, характеризующие как устойчивость одних, так и эволюцию других клейм и их схем.

О лопарских клеймах.

(Примечание редактора).

Печатаемые в настоящем выпуске образцы лопарских клейм являются только малой частью обширной коллекции их, собранной Я. Я. Комшиловым в 1922-26 годах.

В статье т. Комшилова указано хозяйственное и юридическое значение клейм.

Очень любопытна эволюция лопарских клейм. Но установить какую-либо стройную закономерность этой эволюции пока невозможно. Сами лопари, на вопросы, чем они руководствуются при изменении наследованных ими клейм, обычно отвечают: «надо чтобы клеймо было такое же, но немножко отличалось».

Возможно, что первоначальные клейма имели особое значение и особые названия 1), являясь символическими изображениями какого-нибудь зверя, птицы, предмета или части их Возможно, что возникновение клейм имеет связь с тотемизмом Пока же нет достаточных данных для каких-либо серьезных рассуждений на эту тему относительно лопарских клейм.

Коллекционирование лопарских клейм и даже опубликование их происходило и раньше, но из всех коллекций собрание Я. А. Комшилова является наиболее полным и исчерпывающим; им собрано свыше 3000 клейм (среди которых, правда, есть повторения) Печатаемые здесь образцы клейм — числом около 340 — по количеству и по разнообразию также являются первым случаем наиболее полного опубликования лопарских клейм

Из коллекций лопарских клейм до сих пор имелись: коллекция Кельсиева в б. Румянцевском музее, недоступная для обозрения посетителей музея; небольшая коллекция Харузина (109 клейм), напечатанная в его книге «Русские лопари», в которой, между прочим, в двух случаях клейма русских колян названы лопарскими, а в пяти случаях перепутаны или искажены фамилии лопарских семей; несколько лопарских клейм приведены в работе Д. А. Золотарева: «Карельские клейма» (Извест. Русск. Геогр. Общ. 1925); несколько образцов клейм выставлены в Этногр. Отд. Русского Музея; коллекция лопарских клейм была также на Всеросс. Сельско-хоз. выставке в Москве в 1923 году, собрана [49] она была тоже Я. А. Комшиловым, за каковую, кстати сказать, он получил на выставке почетный диплом. Имеется еще коллекция клейм иокангских лопарей у краеведа Н. С. Брискина в Умбе. В последние годы эпизодически собирали клейма и некоторые служащие учреждений лесного и колонизационного ведомств, соприкасающиеся с лопарями во время лесозаготовок, а также и случайные туристы, посещавшие Мурман.

Коллекция Я. Д. Комшилова требует еще над собой большой исследовательской работы. У него уже имеется несколько опытов по классификации клейм и построению эволюции их, но крайний недостаток времени для этой работы не дает ему возможности разработать с достаточной полнотой собранную им эту единственную по богатству материала коллекцию лопарских клейм.

1) У кильдинских лопарей имеется общее название клейма: tit (при i долгом)

© Государственный Архив Мурманской области

© HTML И. Воинов, 20011 г.

Материал сайта: Кольские карты

 

Авторы этой книги

Комшилов Я.А.

Комшилов Я.А.

Яков Алексеевич Комшилов (1.04.1894 - 18.04.1964) – художник, юрист, этнограф, один из основателей Мурманского областного краеведческого музея, Мурманского общества краеведения, первый заведующий Губархивом (Государственным архивом Мурманской области).

Константин Паустовский в очерке «Мурманск» назвал его в числе нескольких старожилов столицы Кольского Севера ходячей энциклопедией города и всего Мурманского края.


Добавить комментарий
Комментарий будет опубликован после модерации.

Родственные сайты

Пословица / поговорка