Нет обложки
Местоположение: Архангельск
Год: 1863

Просмотры: 2419

Архангельский сборник или материалы для подробного описания Архангельской губернии, собранные из отдельных статей, помещенных в разное время в Архангельских губернских новостях. В 6-ти частях. Часть1-я. Общее и частное описание губернии в естественном, статистическом и административном отношениях. Книга 1-я. Дозволено Цензурою. Апреля 27 ч. 1863 г.


Лопари

Эти коренные обитатели Севера (они называют себя Само), живут в Кемском уезде, или так-называемой Русской Лапландии. Они разделяются на две части. Одни, живущие по северо-западному берегу Белого моря, от Пялицы до Св. Носа, называются [82] Терскою Лопью. Другие, в северной и западной части Лапландии, называются по урочищам их селений (погостов) (*).

Терские Лопари приписаны к селу Поной. Погосты Лопарей, как и летние их жилища, большей частью состоят из веж, т.е. шатров, сделанных из тонкого березового или елового леса. В каждом Лопарском селении, вместо церкви, есть часовня, отчего и селения называются погостами. Терские Лопари более других сохранили свою отличительную физиономию: они малорослы. Имеют большие головы, короткие шеи, глаза узкие, красновато-карие, волосы темно-русые, руки длинные и выдающиеся скулы. О характере Лопарей можно сказать, что они смирны и даже раболепны; но со всем тем упрямы; кажутся простодушными, но всегда готовы на обман. Переимчивости мало. Наречие Лопарей похоже на Финское, однако они все хорошо говорят по Русски. С исхода XVI столетия, дикари эти исповедуют Греко-Российскую Веру: соблюдают все обряды церкви, строго держат посты, кроме Терских лопарей. Которые в великий пост едят куропаток, называя их летучими рыбами. Для Терских Лопарей исполняет Требы Священник села Поной; а [83] для прочих – Священник из Колы, объезжающий селенья два раза в год: — зимою около Рождества и летом, около исхода Июня. Питаются Лопари обыкновенно оленьим мясом, рыбою; но со времени сближения их с Русскими, привыкли к хлебу и ныне он составляет для них уже необходимую потребность. Хлеб печется из ржаной муки, покупаемой в Коле, с примесью толченой сосновой коры, или заболони. Эта примесь, по мнению Лопарей, предохраняет их от цинготной болезни. Замечательно, что Лопари не употребляют в пищу ничего невареного и несоленого. Медвежье мясо составляет их лакомство. Табаку не любят. Зимняя одежда Лопарей несколько разнится от летней: она шьется из оленьей кожи, наподобие голландской рубашки (с рукавами), и называется печок; ее обыкновенно носят к верху шерстью. Обувь составляют сапоги из оленьих лап, сшитые вместе с исподним платьем; они называются яры. Шапки шьются с ушами из лисьих хвостов. В большие морозы надевают под печок такую же рубашку из шкур молодых оленей, шерстью внутрь. Летом, вместо печка, носят такого же покроя, из серого сукна, так называемые юпы, наподобие голландских рубах, только длинные с большим воротником, украшенным разными фигурами из сукна красного, синего других цветов. На голове носят валяный колпак, двуличной: обыкновенно с одной [84] стороны бывает он красный, а с другой темного цвета. Красный носят в праздники, а темный в будни. Вместо сапогов надевают каньги, остроносые башмаки с мягкой подошвой из оленьей кожи. Чулки всегда шерстяные. Некоторые носят кафтаны и сапоги; но колпак неохотно меняют на летнюю шапку. Лопари всегда при себе носят ножик, довольно большой, огниво и трут.

Женская одежда состоит из обыкновенных Русских сарафанов; головной убор из кичек, унизанный разным бисером; обувь шьется из оленьих лап, для красы ее также унизывают бисером. Серьги носят чрезвычайно большие, тяжелые. Главное щегольство Лопарских женщин состоит в кресте; чем больше, тем лучше; зажиточные женщины носят его на серебряных цепочках; кольца и перстни в большом употреблении. В зимнее время Лопарки одеваются как мужчины, в печок, только украшают его лоскутками. Головной убор женщин составляют обыкновенно сороки, сшитые из кумача, полотна и других материй, с подзатыльниками из холста, украшенные бисером. Девки носят платье, одинаковое с женщинами, но на головах имеют повязки, сходные с теми, которые употребляются у Русских, а на шеях носят ожерелья, нанизанные из красного бисера. Обувь женская состоит летом остроносых и к верху загнутых кожаных баш[85]маков, а зимою из оленьих кангов. Подпоясываются, мужчины и женщины, поясками и ремнями с пряжками, на которых привешено бывает много разных погремушек, ключей, ножей, мошенок и других вещей. Преимущество Лопарей между собою приобретается летами и богатством. Невест детям своим избирают родители, и за невесту платят оленями, или службою тестю некоторое время. Молодые живут год у тестя, а потом, получив награждение, в оленях и платьях состоящее, начинают жить в своем шатре. Никто из мужчин не может жениться, пока не убил еще дикого оленя. Неплодие считается у Лопарей большим недостатком.

Умерших своих погребают Лопари без гробниц, иногда в платье, а иногда и нагих. На олене покойника никто не имеет права ездить. Многие вместе с умершими опускают в могилу любимую пищу и орудия минувшей деятельности: топор, огниво, весло, удочки и т.п. Закопав тело в землю и насыпав над ним курган, покрывают его санями, опрокинув их полозьями вверх

Кроме Лопарей, в Кемском уезде живут Кареллы, почти совершенно слившиеся с Русскими и отличающиеся от них только испорченным Карельским наречием.

[82]

(*) О двоеданных и троеданных Лопарях см. №39-й и 40-й Арх. Губ. Вед. 1845 г.

© OCR Д. Чаров, 2010 г.

© HTML И. Воинов, 2010 г.

Материал сайта: Кольские карты

 

 

Авторы этой книги

А.Н.

А.Н.

Добавить комментарий
Комментарий будет опубликован после модерации.

Родственные сайты

Пословица / поговорка