Нет обложки
Местоположение: Санкт-Петербург
Год: 1788

Просмотры: 1994

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ САМОЕДОВ И ЛОПАРЕЙ,

народов обитающих в Сибири: о их вере, о жертвоприношении, о присяге, о учителях веры, о женитьбе, о родинах младенцев, о нравах, о жилищах, о одежде; о болезнях и врачевании оных, о погребении и о проч.

печатано с указного дозволения
в Санкт-Петербурге 1788


[5] В Мезенской округе кроме жителей Христиан Греко-Кафолического исповедания, пространные северные степи, простирающиеся от восточных берегов реки Печоры, которую Самоеды именуют Арка, или как в переводе на Российский язык, большая земля, до хребта величайших гор, разделяющих Сибирь от России, населяют Самоеды, кочевный идолопоклоннический народ, имеющий свой особый язык.

Сей народ, состоящий из 1349 душ по нынешней четвертой ревизии, разделяется на три рода; [4] первые из них называются Выучейские, вторые Тысый, а последние Лохейские.

О вере Самоедов

Вера сих безграмотных и в глубочайшем невежестве погруженных язычников утверждена и содержится на словесных преданиях. Под именами Нума, или Илеумбарта, разумеют они такое Существо, от которого все, что ни есть, зависит; почему почитают его Творцом неба, земли и всех вещей, бытие имеющих.

Нум, или Илеумбарте, по мнению Самоедов, хотя и обладает небом и землею: однако всегда живет на одном небе; ибо такому Существу, которое Самоеды почитают подателем всякого добра, не можно быть на земле, где всякое зло содевается. [5]

Кроме Нума бесчисленное множество находится, по их мнению, духов, называемых Самоедским языком Тадебциями, от него сотворенных, над которыми хотя Нум или Илеумбарте имеет власть; но они не во всем ему повинуются и причиняют людям множество бед; чего делать он им не повелевает. Нум, по умствованию Самоедов, один, без помощи Тадебциев, сотворил небо и землю и один управляет людьми; а Тадебциям дает власть только над теми, которые промысла его не достойны.

Главное сие Божество Самоеды ни под каким изображением чувствам своим не представляют для того, что не знают, в каком виде его изобразить; одних только Тадебциев Идолы наподобие человека делают деревянные, на языке их Хае называе[6]мые, по повелению Тадибеев 1, которым они будто бы во время Кудеса и во уединенных местах являются в образе человеческом и открывают многие таинства к предсказанию Самоедам будущих приключений и ко изъяснению разных сокровенностей.

Сих Хаев Самоеды не только в лесах; но и на всяком месте по повелению Тадибеев поставляют и переносят с места на место, наблюдая при том то, чтобы оные болваны всегда лицом стояли к востоку; однако ж, никаких поклонений и движений телесных перед ними не делают. О будущей жизни, следовательно, и о том, какова оная будет, никакого понятия сей народ не имеет.[7]

Жертвоприношение Самоедов

Хотя каждое семейство самоедов в собрании народа никаких молитв и жертвоприношений праздничным образом ни Нуму, ни Тадебциям не исправляет; но имеет особливых Хаев, которым приносит жертву в особливое время и содержит их в особливом месте; однако ж есть у них и общее место жертвоприношения на острове, лежащем между твердою и новою землею, называемом Вайгач, где они совершают свое жертвоприношение следующим образом: Самоедин назначенного в жертву оленя (поелику кроме сих животных ничего не употребляют) удавляет пред Хаем, прокалывая ему грудь ножом, и истекшею из раны кровью мажет перстом губы Хаю; потом разрезывает жертвенное мясо на ча[8]сти, ест оное с прочими тут находящимися людьми, и по окончанию сего оглоданную голову и копыта жертвенного оленя втыкает на дерево над головой Хая, в память принесенной на том месте жертвы.

Впрочем, Самоеды начинают ныне сие богослужение оставлять, будучи к тому приведены рассеянным между ними следующим видением: якобы явились одному Самоедину в Карачеи два Самоедина в белой одежде и на белых оленях по воздуху едущие, от коих слышал он голос повелевающий, чтоб Самоеды не делали Хаям жертвенных служений и вовсе бы оное отринули; а отдавали бы все богопочитание одному Нуму; по чему ныне и давят оленей не пред Хаями; но на всяком месте, обращая действия и изречения к Нуму.[9]

Описание Кудеса

Все языческое Самоедской веры учение в сем народе вкореняют и утверждают Самоедские колдуны, называемые Тадибеями, по-русски, Кудесники. Сей Тадибей, приготовляясь к кудесу, или к колдовству, надевает на себя нарочно сшитую для сего одежду; потом, принявшись за Пензер, или барабан, поколачивает в него Ладурабцем, т. е. колотовкою, обшитою кожей. Самоеды, услышав барабанный стук, собираются к Тадибею, садятся около его по обеим сторонам; а он в то время начинает свой Кудес сперва легким биением, и потом, умножая постепенно стук, колотит, наконец, в Пензер изо всей мочи.

В продолжении сего действия самоеды, приноравливая голоса свои к Тадибееву стуку, кричат сперва низким [10] а, наконец, громким и сердитым голосом: гой! гой! гой! Между тем, Тадибей благоговейным шептанием призывает Тадебциев, разглагольствует с ними и, получив таинства, открывающие волю их, терзает иногда сам себя руками или повелевает другим поражать себя разными орудиями; а иногда прокалывает тело свое насквозь Хареем, или тонким шестом, коим во время езды понуждает к бегу оленей; а иногда ножом или другими орудиями. Нередко также сии Тадибеи, которые более хитры и проворны, продевают пред зрителями сквозь утробу свою ремень, по их: Похарею, оставляя висящие в боках оба конца ремня, к коим привязывают потом по оленю, садятся на сани, проезжают в сем положении по несколько сажен и делают сие, как уверяют [11] простодушных Самоедов, по повелению Тадебциев; дабы претерпением такового истязания, в угодность им подъятого, получить от них все то, чего требуют.

Присяга самоедов

Ежели кто из Самоедов должен будет принять присягу, тот делает зимою из снегу, а летом из земли кучу, наподобие треугольной пирамиды, и от той кучи отрывает часть снега или земли ножом, уверяя чрез то, что ежели он присягу преступит, то так, как снег, растает, или так, как земля, рассыплется.

О учителях веры Самоедской

Самоеды почитают Тадибеев за служителей своего закона и учителей веры; но не всякий Самое[12]дин может быть Тадибеем и бить Кудес; а тот только, который из роду Тадибейского происходит; поелику право сие, как бы наследственное, из одного рода в другой не переходит. Тадибеи уверяют, что приемлют они в Кудесной науке просвещение от самих Тадебциев с помощью, однако ж, других Тадибеев, довольно в ней искусившихся. Откровение сие начинается почти с малых лет и бывает следующим образом: как только Самоедин или Самоединка станет приходить в понятие: то начнут им показываться Тадебции в яве и принуждать принять себя в их служение; побужденный сими явлениями отрок, не зная управлять Тадебциями, прибегает к знатному Тадибею просить от него наставления; Тадибей дает ему в руки Пен[13]зер, открывает ему пользу и употребление оного и научает, как управлять Тадебциями; таким образом будучи он наставлен, вступает в обхождение с Тадебциями и, пришед в совершенный возраст, делается настоящим Тадибеем и бьет Кудес. Самоеды уверяют, что они не по своей охоте и не по научению других принимаются за Тадибейство; но по повелению самих Тадебциев. А хотя бы кто и охоту к тому имел; но не может быть Тадибеем, ежели Тадебциями к сему званию призван не будет. Сии Тадибеи, по мнению Самоедов, могут вредить порчею и благотворить исцелениями людям. Порчи они никакой и ни из чего не составляют; а портят других не естественно, а с помощью Тадебциев, которые по их наущению болезнь в человека [14] впускают; а что касается до исцеления, то Тадибеи вынимают болезнь у Самоедов зубами, ежели оная на наружности тела; а ежели внутри, то разрывают тело ножом и вынимают ее руками; видом она по их мнению подобна червяку, движение имеющему. Во время Кудеса причиненные Тадибею раны никакими лекарствами не исцеляются; но в то же почти время сами исчезают; а остаются только знаки на одежде сих подвижников. Такими ложными слухами уверяют они суеверных самоедов.

Женитьба Самоедов

При женитьбе у сих народов никаких обрядов, достойных упоминания, нет, кроме того, что по договору с отцом невесты платит за нее жених по нескольку [15] оленей, и каждый Самоедин может иметь у себя столько жен, сколько пожелает; но самые богатые из здешних Самоедов содержат не более двух или трех; а недостаточные только по одной жене. Супружество не утверждается у них на обязательствах вечного союза; но каждый муж и жена могут по воле своей друг друга оставить, с тем только, что ежели муж отринет жену свою, то поступается вечно данными за нее оленями; а ежели жена оставит мужа своего, то муж получает обратно своих оленей.

О родинах младенцев Самоедских

Беременная Самоединка, почувствовав приближение разрешения своего, уходит в особливый, нарочно для сего приготовленный Чум, на[16]зываемый по Самоедски Сямай мядико, то есть поганый Чум. При родинах бывает всегда одна Инька, которая исправляет должность повивальной бабки. Беременная Самоединка прежде, нежели родит, должна повивальной бабке открыть все свои с чужими мужьями прелюбодейственные обращения, ежели таковые бывали. Подобное сему признание приносится и ее мужем; однако ж, не в том Чуме, но в другом каком-нибудь месте. Обыкновение сие основано у Самоедов на всеобщем мнении, будто бы таковое признание очищает их от прежних скверн и родильнице к легчайшему разрешению от бремени споспешествует, и по сему, мучение, иногда при родинах бывающее, приписывают они не другому чему, как самовольному беременной жены или ея мужа запирательству в нарушении супружеской [17] должности и для сего часто призывают Тадибеев, которые помощью Кудеса обличают их во всех беззакониях. По сем давят оленя, коего и приносят в жертву за избавление родильницы от лютейших мучений. Имена новорожденным младенцам дают они или сами, или сторонние по произволению; а иногда по месту рождения или по другим каким обстоятельствам.

Нравы Самоедов

Хотя Самоеды по виду показывают себя народом грубым; но ссоры, сопровождаемые жестокими драками и смертоубийствами по степям и по лесам, весьма редко между ими бывают; разве только в таком случае, когда от чрезвычайного пьянства из гра[18]ниц разума выйдут. Большая часть Самоедов, обращаясь с Русскими людьми, оказывают себя скромными и миролюбивыми, начальникам своим послушными; но невеселыми.

Внешние качества

Самоеды по большей части росту среднего; лицо имеют круглое и плоское, глаза узкие, волосы черные и прямые; борода у редких из них бывает, да и то малая; а цвет в лице изжелта-смуглый.

Жилища Самоедов

Сии скитающиеся в холодных и бесплодных странах полуночного края люди, поелику на одном месте более двух недель жительства не продолжают; то дом их есть не что иное как, как ша[19]лаш, называемый на их языке: Мякана; а по-русски Чум. При каждой перемене кочевья их бывают собираемы и с собою на оленях возимы. Чум сей утверждается на шестах длиною более трех сажен; а верхние перевязкой соединенные представляют верх его остроконечным. Сии шесты покрывают они, сообразуясь с течением времени и своими достатками хворостом, толстым сукном, берестой и оленьими кожами, оставляя вверху для прохождения дыму небольшое отверстие. Вход в Чум, бывающий у них всегда под ветром, заграждается частью той же покрышки, с той стороны к шестам неукрепленной. Внутри Чума полагается на середине же[20]лезная доска для содержания огня и приготовления пищи; прочее же пространство Чума, покрыв сплетенными из березовых прутьев коврами, устилают оленьими кожами, служащими им вместо постели. Построенный сим образом Чум бывает для Самоедов убежищем, защищающим их от стужи, бурь и непогоды, чрезмерно в стране сей свирепствующих.

Одежда Самоедская

Вся Самоедская одежда мужеская и женская составляется из оленьих кож и бывает двойная. Мужеская нижняя одежда называется Малица и служит им заместо рубахи; а вместо кафтана употребляемое платье с капюшоном, покрывающим голову, именуется Совик. Обувь нижняя [21] называемая Липты, служит им вместо чулков; а верхняя, именуемая Пимы, употребляется вместо сапогов. Все нижнее платье имеет шерстяную сторону к телу; а верхнее снаружи. Женская одежда есть вся та же, как и мужеская, с тем только различием, что верхняя одежда, называемая Куш, не разделяется на две части; но сшита вместе. Щегольство мужчин составляют ременные поясы, украшенные медными пуговицами, одна подле другой нашиваемыми; подобным образом и женская одежда, делаемая из лоскутков разного цвету, и шапки с висящими назад ширкунцами, женскому полу придают, по их, немалое украшение.

Упражнение Самоедов

Сей народ, обитающий в холодной стороне, где нет ни се[22]яния, ни жатвы, все нужное к продолжению своей жизни приобретает и упражняется в ловлении морских и лесных зверей, рыбы и птиц различного рода и в скотоводстве оленей. Олень снабдевает Самоеда пищею, одеждою и домом; прочие же звери служат Самоедам к умножению их имения и тем в состояние их приводят платить дань и покупать нужные для себя вещи. Дань же, или положенный ясак, собирается с каждого могущего владеть луком, по три песца, выбираемые ежегодно их Самоедскими старшинами, которые отвозятся в Мезенское казначейство в Декабре и Генваре месяцах.

Приказы старшин Самоедских

Самоеды на собственном своем языке, который есть весьма краток и недостаточен, ника[23]ких письменных букв не имеют; а нужных случаях, где должны подписываться, пишут и вырезывают свои клейма, кои их деды и отцы имели. Старшина сего народа, ежели имеет надобность потребовать от Самоедов оленей, то вместо изображенного буквами приказания, вырезывает на дощечке клейма тех Самоедов, от которых он требует, означая против каждого клейма рубежами число требуемых оленей, и по вырезании своего клейма посылает оную для исполнения со своим десятским.

Вексели Самоедов

Когда один Самоед у другого берет в долг некоторое количество денег или оленей; то по числу заимствуемых вещей вместо письменного векселя вырезы[24]вает на палочке рубежи и, расколов оную пополам, берет одну часть к себе должник; а другую оставляет у себя заимодавец, вырезав при том каждый из них клеймо свое; и по сим знакам один с другого взыскание делает.

О болезнях и врачеваниях Самоедских

Между Самоедами, так как и между Русскими, нередко свирепствует оспа так, что, по уверению их, не было ни одного человека, коего бы она обошла. Смерть, нередко за сей болезнию следующая, похищает у них немало людей; а особливо от того, что Самоеды никаких средств и врачеваний, могущих умягчить сильные действия оной, не употребляют. [25]

Самоеды никогда цингою не страждут; но горячка и лихорадка с ознобом нередко между ими встречаются.

Легчайшим способом, как от внутренних, так и от внешних болезней избавляющим, почитают они Кудес, помощью которого от всяких болезней лечатся. Впрочем, некоторые во время чувствования умножения крови, выжигают на теле своем так называемое Едно, по-самоедски Тюнце; а иногда мечут и кровь, разрезывая жилы концом ножа.

Погребение Самоедов

Когда кто из Самоедов умрет, то Самоедки одевают его в лучшую одежду; потом (поелику дверьми из Чума не выносят) проламывают против [26] того места, где он умер, столько отверстия, чтоб вон его вытащить было можно; а, вытащив, отвозят его на одном из любимых оленей на место погребения. По прибытии туда берут умершего с головы и с ног, кладут его ниц в сделанный для того нарочно сруб или яму, называемую по-самоедски Халмердин, головою на запад, полагая при нем все те вещи, которые он в живых употреблял; однако ж все испорченные. По сем, покрыв могилу досками, становят того оленя, на котором везли мертвое тело, задницею к голове погребенного и четверо Самоедов, вооруженные дрекольем, поражают со всех сторон вдруг того зверя, который толь страшным образом будучи поражен, ежели ни малейшего не окажет движения, то все Самоеды удачею [27] сего убийства бывают довольны; а ежели еще подымет голову, или другое какое учинит движение, то бегают и кричат с отчаянием: Ваенза! Ваенза! то есть: горе! горе! думая, что опять кто-нибудь из них умрет; после сего раскладывают огонь и мечут в оный масло, сало, хлеб и табак, и окуривают свою одежду.

Наконец, берут Самоеды по прутику; а Тадибей, или другой кто, два, и под предводительством сего переходят через могилу; при переходе оборачиваются на запад и ставят всяк свой пруток перед ногами; а тот, у кого два, втыкает один наряду с прочими, а другой пред головою погребенного, указывая ему первым знаком дорогу свою, а последним ему предлежащую. И [28] сим действием весь обряд похорон заключают.

Сей народ обитает Архангельской губернии в Мезенской округе, коих по последней ревизии мужеска пола 1349, женска 1417 душ.

* * *

О ЛОПАРЯХ

Лопари живут при погостах, которые потому называются, что имеют для моления часовни; приходом же принадлежат к Кольскому собору. Сии погосты от города Колы находятся все в дальнем расстоянии. Лопари домов и строений сельских не имеют; а живут в землянках и берестовых вежах по примеру Cамоедов, в которых печей нет; но жгут огонь для варения пищи, разведенный на середине. [ 29]

Промысел лопарей

Лопари в земледельстве вовсе не упражняются и скотоводства не имеют; а держат оленей и малое число овец. Зимою заготовляют бревна и тес на продажу в Коле на домовое и лодочное строение; промышляют стрельбою из ружей диких оленей, белок, куниц и лисиц; строят небольшие карбасы и лодки на продажу Кольским жителям; отлучаются также в надлежащее время на Мурманский и Терский берега для ловли трески и палтасины.

Пища

Вместо хлеба в пищу употребляют сосновую мягкотолченую кору, примешивая к оной самую малейшую часть муки ржаной; пьют всегда воду, а квасу никогда не [ 30] делают. Лошадей не имеют; а ездят на оленях.

Платье

Платье носят верхнее из белого и серого сукна, наподобие Самоедского Куша; а исподние овчинные полушубки и штаны из белого и серого сукна наподобие шароваров. В праздники зажиточные употребляют кафтаны из цветного сукна.

Женское платье

Лопарки вседневное платье, также юпы долгие и сарафаны имеют белые и серые холстинные; а праздничные юпы из красного, зеленого и синего сукон; также и сарафаны.

Головной убор

Головной убор носят сороки, сшитые из кумача, каразеи и [ 31] холста; на затылок прикладывается из красного сукна и белого холста, вынизанный бисером затыльник. Девки носят шелковые и каразейные повязки; а на шеях ожерелье из красного бисера.

Сей народ обитает Архангельской же губернии в Кольском уезде, коих по четвертой ревизии считается мужеска 874, а женска 909 душ.

 


1 Тадибеями называются колдуны, которые у них в великом уважениии и почитаются святыми

 

© OCR Topinamburr, 2010 г.

©Html Воинов И., 2010 г.

Авторы этой книги

А.Н.

А.Н.

Добавить комментарий
Комментарий будет опубликован после модерации.

Родственные сайты

Пословица / поговорка