РОССИЙСКИЕ СААМИ

Саамы Кольского полуострова

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom

Меткие выражения и поговорки

Выборочно

Фото

Видео

Книга

Уникальные подразделения. Оленетранспортные баталь...

Мария Соколова08/2010 г. Мурманск, 10-й класс, аучный руководитель С. Б. Корнауховаbsp;[ ... ]

 

Статьи, рассказы

Саамы. Семья и обряды жизненного цикла

Т.В. Лукьянченко

Прибалтийско-финские народы России. М.: Наука, 2003.

Семья и внутрисемейные отношения. В конце XIX в. для саамов обычной была простая малая семья. Лишь в некоторых местностях сохранялись большие семьи. Обычно же сыновья после женитьбы отделялись от отца и заводили свое хозяйство. Только если у родителей был один сын, он оставался вместе с ними до смерти (Харузин, 1890. С. 246). Характерной традицией было то, что нередко, прежде чем основать свое хозяйство, молодой муж должен был определенное время (иногда до года) отработать в хозяйстве у тестя. В прошлом главой саамской семьи всегда был мужчина, но положение женщины в семье было довольно свободным.

Саамы. Общие сведения. Г.М. Керт

Прибалтийско-финские народы России. М.: Наука, 2003.

Саамы - народ самобытной арктической культуры. Живя с незапамятных времен в суровых природных условиях Севера, они выработали приспособленный к ним тип хозяйства. Правда, он не един для всех групп саамов. Территорию, где живут саамы, можно разделить на четыре естественных ареала: 1) лесные районы северной Швеции и Финляндии; 2) побережье Северного Ледовитого океана; 3) горные районы Норвегии, Швеции и Финляндии и 4) Кольский полуостров. В соответствии с природными условиями этих ареалов сформировались и хозяйственно-культурные типы.

О лопарях в книге С. В. Максимова "Год на Севере"

Книга Сергея Васильевича Максимова (1831-1901) «Год на Севере» открыла целую эпоху в изучении Русского Севера, стала отправной точкой в развитии интереса к научному исследованию края. Это одна из крупнейших работ по этнографии данного региона в XIX в.

".....Лопари, или собственно так называемая "терская лопь", встречаются поодиночке не только на Мурмане, но и у реки Иоканги и на берегу Лумбовского залива (до 80 душ), ив каждом селении Терского берега работниками у богатых хозяев. Семьями или целыми погостами встречаются они только у реки Поноя (свыше 50 душ), около острова Сосновца (свыше 20 душ) и верстах в двадцати от селения Кузреки. В первом случае живут они у моря и ради моря, а потому посильно кладут и свою долю влияния на отправление звериных промыслов и рыбной ловли больше, чем карелы.

Социальная организация саамов

М.С. Куропятник

Прибалтийско-финские народы России. М.: Наука, 2003

Основной ячейкой социальной структуры у Кольских саамов в конце XIX — начале XX в. была община (саам, сыййт). Ее главными признаками были: четкая локализация на местности (общее зимнее поселение и общие промысловые угодия), общность хозяйственно-экономической и духовной жизни, существование определенной внутренней структуры, а также элементов общинного самосознания.

Современное состояние памятников культуры восточных саамов в Кольском районе Мурманской области

Н.Н.Гуцол

МЦНКО КНЦ РАН

В статье представлены некоторые материалы аналитического отчета, составленного по архивным и полевым материалам, полученным в 1997/1998 годах совместно российскими и норвежскими учеными, проводившими исследования в рамках проекта по фиксации и картографированию памятников культуры саамов - скольтов в России, Норвегии и Финляндии в 1998 – 2000 годах.

Саамские словариЛовозерьеСа̄мь Е̄ммьнеФорум народа саамиКольское саамское радио

 
  Участник рейтинга лучших сайтов
© Saami.su, 2007-2017
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна