РОССИЙСКИЕ СААМИ

Саамы Кольского полуострова

Russian English Finnish German Norwegian Swedish

Меткие выражения и поговорки

Выборочно

Фото

Видео

Книга

Подарок чайки
Подарок чайки

Подарок чайки. Сказки о Лапландии Мурманск : Русский Север, 1994  

 

QR-код страницы

QR-Code

Статьи, рассказы

Я.А. Комшилов. Лопарские клейма

Я. А. Комшилов
Мурманское Общество Краеведения. (Из доклада, читанного на Общем собрании О-ва 5 декабря 1926 г.).
[46]

Лопарские клейма.

«Клейма» или особые знаки различной формы начертаний, имеющие широкое применение в быту у лапландцев с давних времен и до нашего времени, не являются каким либо исключительным явлением, присущим лопарскому быту, но свойственны и быту других народов, напр.: карелов, самоедов, киргизов и др., даже великоросов. У каждой народности они имеют свое название. У лопарей дли них не сохранилось другого названия, кроме русского «клеймо», в некоторых погостах искаженного в «клейно».

Клеймами в лопарском обиходе метятся и предметы домашней утвари и хозяйственного инвентаря, в удостоверение принадлежности вещи владельцу, и применяются они в официальных актах, заменяя собою расписки, подписи, ввиду неграмотности обладателей клейм. Каждое отдельное клеймо по существу одновременно обозначает — фамилию, имя и отчество обладателя, а также и погост, в котором он числится.

Д.Н. Островский. ЛОПАРИ И ИХ ПРЕДАНИЯ

Перепечатано, по распоряжению Императорского Русского Географического Общества, из XXV тома “Известий” Общества.

ЛОПАРИ И ИХ ПРЕДАНИЯ.

Сообщение Д.Н. Островского.

(Читано в Отделении Этнографии 4 ноября 1888 г.)

ЛОПАРИ И ИХ ПРЕДАНИЯ. Лапландия принадлежит трем, или, вернее, четырем государствам: России, Финляндии, Швеции и Норвегии и называется: Лопская земля, Финский Липмаркен, Шведский Лапмаркен и Финмаркен. Пространство Лапландии определяется приблизительно в 10.000 кв. миль, лопарей же не насчитывается и 30.000 человек: на долю России их приходится около 2000 ч., Финляндии 1000 с небольшим, в Швеции их живет до 7000 и в Норвегии 17-18 тысяч.

Таким образом, всего более лопарей приходится на долю Норвегии и нигде внимание правительства и людей науки не обращено так много на изучение быта лопарей, как в этой стране. Пример: капитальные труды профессора Королевского Университета в Христиании г. Фриза Lappisk Mythologi, Eventyr & Folkeasagn, выпушенный в свет в 1871 году и Lexicon Lapponicum, в 6 частях, изданный в 1885 году и вышедший в 1887 г. собрание сказок Quingstad & Sandberg.

А.П. Пошман. Замечания о белом море

Пошман Антон Петрович

Архангельская губерния в хозяйственном, коммерческом, философическом, историческом, топографическом, статистическом, физическом и нравственном обозрении ... составленное в 1802 году. - Архангельск: Губ. типография, 1873 - Т.II. - 174 с.

Сочинение о Белом море - наиболее любопытное произведение фон Пошмана. Здесь он впервые пытается дать подробное (почти монографическое) историко-этнографическое исследование поморского и саамского населения Кольского полуострова. при этом он использует не только собственные наблюдения и материалы пересказов, но и "живой рассказ" о путешествии в Баренцево море лейтенанта Кордюкова, которое он совершил в 1800 году (сюжет про "пропащие места"). Кроме того, очевидно, что Пошман пользовался и поморскими лоциями, что говорит о том, что в это время они широко использовались.

Пища саамов (саамская кухня)

Пища саамов издавна состояла из мяса (зимой) и рыбы (летом). В более далеком прошлом, когда большую роль в хозяйстве играла охота, в пищу шло мясо дикого оленя и реже — медведя. Употребление в пищу медвежьего мяса было характерно, по-видимому, преимущественно для саамов лесной полосы. Медведь считался священным животным и, как у многих других народов Севера, у лопарей существовал целый ритуал, связанный с охотой и поеданием мяса медведя1. Медвежье мясо считалось лакомством. У Кольских саамов в конце XIX в. медвежий праздник, по-видимому, был уже в значительной степени забыт. Имеются даже указания, что с убитого медведя снимали шкуру, а мясо бросали в лесу, считая его "поганым", "негодным"2.

СААМСКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ. Анатолий КАЗАКОВ

Элементы хозяйственного уклада и древних представлений саамов о мире отчетливо проявляются в географических названиях. Они наряду с археологическими исследованиями, являются едва ли не единственным источником для написания древней истории саамской народности и в условиях явного недостатка материальных данных приобретают характер документа.

Саамские словариЛовозерьеСа̄мь Е̄ммьнеФорум народа саамиКольское саамское радио

 
  Участник рейтинга лучших сайтов
© Saami.su, 2007-2017
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна