РОССИЙСКИЕ СААМИ

Саамы Кольского полуострова

Russian English Finnish German Norwegian Swedish

Меткие выражения и поговорки

Выборочно

Фото

Видео

Книга

"Кольского острога соборного священника Алексея Си...

1681 г., 13 ноября-1682 г., 26 апреля. (избранные главы)

 

QR-код страницы

QR-Code

Статьи, рассказы

Чальмны-Варрэ: ликвидированная деревня, как место памяти

А. В. Симоновская

Деревня Чальмны-Варрэ 1 (другое ее название Ивановка) - первое поселение на Кольском полуострове, основанное коми-ижемцами 2 Они пришли на лопарскую землю в конце XIX века в поисках новых пастбищ для оленей 3.

Деревня Ивановка была образована в 1917 году на месте бывшего зимнего лопарского поселения. К 1926 году в Ивановке проживало уже 113 человек; кроме ижемских было одно саамское, два русских и несколько ненецких хозяйств 4. В начале 30-х годов XX века сюда перебираются лопари и ненцы из близлежащего Каменского (летнего) погоста. Как следствие, становится больше смешанных браков, лопари овладевают коми-языком, в некоторых семьях он становится, наряду с саамским и русским, языком общения родителей и детей, супругов. Основными занятиями жителей являлись оленеводство, рыбалка и охота. В 1960-х годах все население Ивановки вынуждено было переселиться в ближайшее село Краснощелье того же Ловозерского района в связи с проектом строительства на реке Поной электростанции и предполагаемым затоплением этого участка 5.

История изучения саамов Кольского полуострова

Б.И. Кошечкин

Прибалтийско-финские народы России. М.: Наука, 2003.

Саамы с давних времен привлекали немалое внимание исследователей, но изучение их истории и этнографии шло крайне неравномерно. Сведения о "русских лопарях" долго поступали лишь от немногочисленных путешественников, маршруты которых, повторяя друг друга, охватывали преимущественно узкую полосу "Кольского тракта", проходившего по берегам оз. Имандра и долинам рек Нивы и Колы. Публикации их наблюдений рассеяны по страницам различных журналов и трудов научных обществ. Лишь к 1890 г. появилась первая отечественная монография по этнографии Русской Лапландии (Харузин, 1890), а в 1930 г. - первый обзор литературы, посвященный лопарям (Шмаков, 1930). Мы попытались кратко изложить историю изучения Кольских саамов.

Саамы. Семья и обряды жизненного цикла

Т.В. Лукьянченко

Прибалтийско-финские народы России. М.: Наука, 2003.

Семья и внутрисемейные отношения. В конце XIX в. для саамов обычной была простая малая семья. Лишь в некоторых местностях сохранялись большие семьи. Обычно же сыновья после женитьбы отделялись от отца и заводили свое хозяйство. Только если у родителей был один сын, он оставался вместе с ними до смерти (Харузин, 1890. С. 246). Характерной традицией было то, что нередко, прежде чем основать свое хозяйство, молодой муж должен был определенное время (иногда до года) отработать в хозяйстве у тестя. В прошлом главой саамской семьи всегда был мужчина, но положение женщины в семье было довольно свободным.

Саамские словариЛовозерьеСа̄мь Е̄ммьнеФорум народа саамиКольское саамское радио

 
  Участник рейтинга лучших сайтов
© Saami.su, 2007-2017
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна