РОССИЙСКИЕ СААМИ

Саамы Кольского полуострова

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom

Меткие выражения и поговорки

Выборочно

Фото

Видео

Книга

Русская Лапландия. Статистический, географический ...
Русская Лапландия. Статистический, географический и этнографический очерки

Н. Дергачев Архангельского Губернского Статистического Комитета Архангельск - 1877 г.  

 

Статьи, рассказы

Магия, фетишизм и анимизм саамов

Волков Н.Н.

По письменным источникам XVII, XVIII и XIX веков Николай Харузин не без успеха попытался восстановить систему древнейших верований скандинавских саамов и найти место в этой системе религиозным пережиткам кольских саамов. Трудность и ответственность этой задачи автор учитывал и благодаря этому избежал ошибки предшественников, навязывавших кольским саамам верования и мифологию скандинавских. Справедливо предполагая общую исходную основу древнейших верований саамов России и скандинавских, Харузин проделал большую работу, которая приближает нас к понятию об этапах развития религии саамов.

Чальмны-Варрэ: ликвидированная деревня, как место памяти

А. В. Симоновская

Деревня Чальмны-Варрэ 1 (другое ее название Ивановка) - первое поселение на Кольском полуострове, основанное коми-ижемцами 2 Они пришли на лопарскую землю в конце XIX века в поисках новых пастбищ для оленей 3.

Деревня Ивановка была образована в 1917 году на месте бывшего зимнего лопарского поселения. К 1926 году в Ивановке проживало уже 113 человек; кроме ижемских было одно саамское, два русских и несколько ненецких хозяйств 4. В начале 30-х годов XX века сюда перебираются лопари и ненцы из близлежащего Каменского (летнего) погоста. Как следствие, становится больше смешанных браков, лопари овладевают коми-языком, в некоторых семьях он становится, наряду с саамским и русским, языком общения родителей и детей, супругов. Основными занятиями жителей являлись оленеводство, рыбалка и охота. В 1960-х годах все население Ивановки вынуждено было переселиться в ближайшее село Краснощелье того же Ловозерского района в связи с проектом строительства на реке Поной электростанции и предполагаемым затоплением этого участка 5.

История изучения саамов Кольского полуострова

Б.И. Кошечкин

Прибалтийско-финские народы России. М.: Наука, 2003.

Саамы с давних времен привлекали немалое внимание исследователей, но изучение их истории и этнографии шло крайне неравномерно. Сведения о "русских лопарях" долго поступали лишь от немногочисленных путешественников, маршруты которых, повторяя друг друга, охватывали преимущественно узкую полосу "Кольского тракта", проходившего по берегам оз. Имандра и долинам рек Нивы и Колы. Публикации их наблюдений рассеяны по страницам различных журналов и трудов научных обществ. Лишь к 1890 г. появилась первая отечественная монография по этнографии Русской Лапландии (Харузин, 1890), а в 1930 г. - первый обзор литературы, посвященный лопарям (Шмаков, 1930). Мы попытались кратко изложить историю изучения Кольских саамов.

Саамские словариЛовозерьеСа̄мь Е̄ммьнеФорум народа саамиКольское саамское радио

 
  Участник рейтинга лучших сайтов
© Saami.su, 2007-2017
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна