1. О набегах шведов.
2. Сказание о нашествии «немцев» и саам-богатырь.
3. Саам-богатырь.
4. Про шведов.
5. Ляйн.
6. О гибели Чудьчуэрвя.
7. Братья-богатыри.
8. Как саам спас целый погост от шведов .
9. Как спаслись саамы на лыжах от шведов .
10. Песцовы дети.
11. Богатыри и чудь.
12. Неверная жена.
13. Охотник.
14. Чудь.
15. Спасение Туломского погоста.
16. Смерть Чуэт-Ахкама.
17. Предательница.
18. Как опас чудь погубил.
19. Разбойники и их сестра.
20. Проводник и разбойники.
21. Проводник .
22. Тениси-парна.
23. Семилетний стрелок из лука.
24. Две женщины и шведы-разбойники .
25. Нял и его дети.
26. Разгром Кулпанлампьсийта.
27. Мальчик из талого щелья.
28. Вик варач.
29. О чахлнне.
30. Заклятая гора.
31. Как чудь на острове погибла.
32. Каменный остров.
33. Как чудь погибла.
34. Сказание о нашествии «немцев» и о том, как саамы хитростью избавились от них.
35. Как два брата саама убежали из плена .
36. Как саамы чудь перехитрили.
37. О холме перед Колой.
38. Саамское добро.
39. Как коляне падун отбирали.
40. Как один швед спас старика саама от другого шведа.
41. Сказание о нашествии «панов» на Вочеламбину.
42. Легенда.
43. Сказание о том, как колдунья спасла саамов от «немцев».
44. Про древних людей, про шведов и еще про девушку Мазю.
45. Кильдинская девушка Марья Ивановна .
46. Мазельская.
47. Две снохи.
48. Поход чуди на Колу.
49. Максим и нойда.
50. Предводитель чуди Геланд.
1. О НАБЕГАХ ШВЕДОВ
Это было давно, еще в то время, когда на беззащитных саамов нападали разбойничьи шайки шведов. Приходили они с первым льдом, грабя все, что попадалось под руку, убивали людей, а тех, кто был посильней, брали в полон и уводили к себе. Уведут саама, и не увидят его более ни друзья, ни родные. Неподалеку от Иокострова, на уединенном кентище, стояла саамская вежа. Несколько лет стояла она благополучно, окруженная с одной стороны озером, с другой — густым лесом и болотами. Один раз только пробралась сюда разбойничья шайка шведов, но сильно поплатилась за недоброе дело. Жили в веже старуха да двое взрослых ее сыновей. Вышел раз старший брат посмотреть, что делают олени, и завидел вдали спускавшихся с горы шведов. Уговорил он мать и брата спрятаться, а сам спокойно стал дожидаться незваных гостей. Пришли те и принялись было за грабеж, а хитрый саам как ни в чем не бывало просит дорогих гостей с дороги поесть. Подумали-подумали шведы и согласились.
Взял он большой котел, в котором саамы невод красят, и начал крошить туда нарубленное на куски оленье мясо. Развел огонь и стал дожидаться, когда поспеет варево. Не терпится шведам: голод дает себя знать. Не дождался один и накинулся на непоспевшее мясо, а за ним и все остальные. Не вытерпел хозяин, видя, как распоряжаются бесцеремонные гости. Ударил он ножом, которым резал мясо, по руке первого попавшегося шведа. Брызнула кровь из свежей раны и больше ярости придала хозяину. Бросился он с ножом на шведов и многих убил, а которые остались в живых, убежали.
Так поплатились бесцеремонные шведы за свою жестокость и слепую уверенность в превосходстве их числа. Теперь уже давно нет в живых никого из населявших вежу. Вежа тоже разрушилась и сгнила, осталось одно кентище.
2. СКАЗАНИЕ О НАШЕСТВИИ «НЕМЦЕВ» И СААМ-БОГАТЫРЬ
Был большой «немецкий» нагон. Хотели «немцы» разграбить погост, в Воч-Губе рыскали кругом да около, но никак не могли найти его.
Ходил в ту пору по суземку саам, живший около Пень-озера, и случайно повстречался с одним из «немцев». Испугался вначале саам чужого человека, на Пеньозеро, а «немец» давай гнаться за ним. Что есть духу бежал саам, до Пень-реки добежал да, недолго думая, и ско-чил через. «Немец» же остановился около реки и скочить боится. Завидя это, пропал у саама страх, мигом скочил он обратно через Пень-реку, выхватил нож, набросился на «немца», вырезал ему язык и сказал: «Иди к своим и скажи им, что я живу вон за той варакой». Сказав так, саам пошел к себе на Пеньозеро, где он жил с матерью и стариком-казаком.
Придя домой, саам зашил свою мать в мешок — пусть «немцы» подумают, что она мертвая, сам же стал врагов дожидаться. Недолго пришлось ждать сааму — пришло «немцев» тьма-тьмущая, впереди ихний богатырь идет. Как завидели «немцы» саама, сейчас же убить его хотели, но он остановил их и сказал: «Не убивайте меня так скоро, давайте сперва город построим, потом я угощу вас, после же будем силы мерить !» «Немцы» согласились, и саам с « немцем »-богатырем сейчас же принялись за дело. Стали с корнями ели вырывать и город строить.
Живо пошла у них работа, и когда город был уже готов со всех сторон, саам привел важенку, пойды было очень много у нее. Потом принес он большой котел — мяса в него входило пять пудов — и стал говорить «немцу»-богатырю: «Руби мотор!» Срубил «немец» мотор, какой обыкновенно делают, и подал его сааму, но тот посмотрел на мотор, бросил его и сказал: «Разве мне такой мотор нужен?» — и с этими словами вырвал с корнем ель, воткнул ее в землю и повесил на нее котел с оленьим мясом. Когда мясо сварилось, саам взял нож, болшинский как сабля, и стал им крошить мясо, «немцы» же стали есть.
Было «немцев» много, и все они голодные были, торопится саам мясо крошить и случайно отхватил себе ножом на левой руке пальцы. Порато тут осердился саам, закричал на «немцев»: «Что вы, собаки, круто едите, я крошить не поспеваю!» — и ударил «немца»-богатыря прямо в грудь. Увидев это, хотели было остальные «немцы» убежать, да не могли скочить через высокий город, осердившийся же саам зачал их тут пахать, пока всех не перебил. Своему же казаку саам закричал: «Эй, казак, поди спрячься, а то я и тебе вместе с «немцами» голову отрублю!» Расхаживает саам среди убитых «немцев», кто пошевельнется, тому еще прибавит. Когда успокоился, стал он звать мать и казака: «Эй, где вы? Не убил ли я вас?» Те откликнулись. То место на Пеньозере, где саам-богатырь убил всех «немцев», еще и сейчас зовется городом. Говорят: такой-то саам живет в городу.
3. СААМ-БОГАТЫРЬ
На озере Имандре есть необычайно красивая варака. По рассказам саамов, здесь в незапамятные времена жил саам со старухой-матерью и с казаком. Был этот саам богатырь большой и кругом своей вежи, где промышлял, построил город из виц, связав их в два ряда и засыпав середину землей. Долго добиралась чудь до него и все хотела забрать его живьем.
Наконец, раз набралось этой чуди, может, с тысячу человек, и взошла она на вараку.
Видит чудь: внизу саам рыбу промышляет, и саам видит чудь. И спрашивает их: «Зачем вы пришли?» Те отвечают: «А тебя взять в полон». Сказал саам: «Что ж, делать нечего! Я согласен идти с вами. Будь по-вашему».
Пустил он их в город, а сам велел казаку пойти и пригнать десяток оленей из тундры, да самых больших, для угощения чуди. Казак пригнал оленей. Тогда саам вырубил большую ель и обтесал ее. Взял ель и говорит старухе-матери: «Уходи отсюда, потому я воевать с чудью буду». Мать убежала в амбарушек в лес. Саам поставил несколько котлов, в которых красят невода, каждый котел в пятнадцать ведер. Налил он туда много воды и давай убивать оленей для угощения. Положил мясо и стал варить. Сварил и позвал чудь. Чудь села вокруг костров, а хозяин рядом с их начальником, атаманом. Стала чудь есть, а саам вынул нож как будто для того, чтобы резать мясо, а нож-то был аршина в два длины. Как будто нечаянно, отсек он пальцы чудскому атаману, потом кровью его намазал себе губы и крикнул: «Какая вкусная кровь у чуди!» Не успела чудь опомниться, как саам схватил ель и давай бить чудь. Бил ее долго. Чудь и уйти не могла, потому что кругом горы. Кинется чудь в одну сторону — ель ее и там достанет, в другую — ель за нею. Везде он елью помахивает. Кротил он чудь, кротил, все уже мертвы, а он все еще бьет их. Когда прошло время, опомнился он и спохватился, где мать. Смотрит туда-сюда, нет ее нигде. Горько заплакал саам, думая, что убил и ее и казака. Долго он это плакал, как вдруг видит, что мать идет живая из амбарчика. Обрадовался богатырь, собрал мертвых, закопал их, а над ними навалил целую гору. Она и до сих пор есть. И теперь, если ехать мимо нее ночью, так слышен там шум и говор голосов, будто суйма какая под землею идет. Саамы и ездить мимо этого кен-тщца боятся.
4. ПРО ШВЕДОВ
Жили в древности саамы близ берега моря. На берегу реки Вороньей было саамское село. Узнали саамы, что скоро придут шведы. И был у саамов один старик — «старшая голова». Он говорит: «Вот теперь нам нужно куда-нибудь бежать на другое место, а то шведы узнают, что мы здесь живем, могут прийти и нас убить». И говорит еще: «Теперь нам нужно собрать сто кережек и сто быков, и начну я ждать их; как они придут, я один их убью». Вот из этого селения саамский народ весь убежал, стал жить в другом селе. А старик — «старшая голова» остался один в этом селе и начал ждать шведов, что они быстро придут. И оленей увидел, а некоторое время пришло, и шведская сила пришла. Пришли и спрашивают у него: «Почему один живешь?» А он говорит: «Я сейчас пойду за своим народом». А они говорят: «Отведи нас, где то село есть, новое село». Старик говорит: «Ну, отведу вас, только ложитесь все в кережки: у меня есть сто кережек».
И спрашивает у шведского предводителя: «Много ли у тебя людей?» Он говорит: «У меня сто человек». Старик пригнал оленей, запряг в каждую кережку по одному быку и так шведов уложил в кережки, и привязал, а предводитель спрашивает: «Почему ты у меня всю силу привязал в кережки?» А он говорит: «Подходить будем к селу, народ боится вас, чтобы не увидели, кого я везу, а то если народ узнает, что это вы, то могут нас во время езды убить». Предводитель говорит: «Ну, ладно, веди».
День прошел, настал вечер. Старик говорит: «Ну, теперь подъезжаем, войдем ночью в село, чтобы нас не увидели, как мы подходим».
Вот едут привязанные друг к дружке сто кережек с быками, а предводителя старик привязал к себе и поехал прямо к морю, мимо реки Вороньей. Ехал, ехал, остановился, море шумит, а предводитель спрашивает: «Что за шум?»
А старик говорит: «Это соль и вода воюют». А предводитель не понял.
Старик вперед двинулся, ехал, ехал, вошел на самую гору, остановился, нож выдернул из ремня, веревку пополам перерезал и быка стегнул, выпустил вниз на скалы.
Бык прыгнул и остальных за собой всех утянул. Все упали в море, а старик остался один с быком и кережкой. И сейчас еще эти скалы называют «Сто скал». И сказка вся.
5. ЛЯЙН
Был саамский человек, звали его Ляйн. Он жил с семьей. Был у них один сын. Он охотился и ловил рыбу, этим и питались. В то время шведы убивали много саамов. Однажды пришло много шведов. Они спрашивают: «Где живет Ляйн и какой он есть?» Ляйн стал им рассказывать: «Он такой же, как я, такая же круглая бородка, рост такой же, как и у меня». Он стал их угощать. Сварил суп в большом котле, в котором красят снасти. Суп для гостей сварил из самой лучшей яловки. Сварил суп, поставил есть, себе положил лучшую еду. Семье велел выйти на улицу и убежать, а на дверь снаружи положить большое бревно. Шведы стали обедать. Предводитель хотел взять самое жирное мясо, в этот момент Ляйн большим ножом отрубил пальцы у предводителя. Потом схватил шведа за ногу и говорит: «Если не видели Ляйна, вот он». И он стал их убивать. Всех убил, а в веже было около сорока шведов. По ошибке убил и своего сына.
Когда очнулся, стал искать семью, жена пришла, а сына не было нигде. Стали искать среди убитых, сына нашли убитого там. Сына схоронили, начали жить двое. На другом месте вокруг вежи сделали крепость из деревьев. Жена осталась жить в веже, а саам пошел на охоту. Когда с охоты пришел, жены нет, вежа вся сломана. Он догадался: шведы увели жену и сломали вежу. Он рассердился и отправился искать жену, и где шведов найдет, там и убивает. Он начал больше по ночам ходить.
Шел, подошел однажды к большому озеру, смотрит: за озером везде огни горят, а всех больше огней горит на острове. Он пошел вокруг озера. Когда начало светать, он начал смотреть, сам спрятался, сидел до ночи. Перед вечером он увидел лодку, в лодке было двое, старуха и мальчик. Подъехали они к берегу смотреть дупло. Он их схватил, старуху и мальчика, и стал расспрашивать, в которой веже живет предводитель и живет ли у него такая женщина. Старушка говорит: «Она в той веже, где живет предводитель, и предводитель держит ее в цепях. Женщину из-за того и не убили, что она очень красивая. Предводитель пускает ее вечером носить воду на поводу, в цепи, а сам держит конец цепи». Тут Ляйн старухе и мальчику свернул шеи и, когда день стемнел, поехал на остров. Приехал тихонько, пристал он спрятался около тропинки. Начал ждать жену, когда пойдет за водой. Он окликнул жену. Жена зашептала: «Куда ты пришел, погибнешь!» Ляйн говорит жене: «Погибнем — так вместе». Предводитель женщину за цепь дергает: «Что так долго?» Тут Ляйн учит жену: «Когда я вежу затрясу,— саам вынул нож и отдал жене,— ты быстро выбеги и прикрой дверь, а ножом отрежь пояс и спрячься в такое место». И указал, в какое место. Жена пришла в вежу, предводитель говорит: «Что так кровь играет, Ляйн, что ли, близко?» Только речь окончил, вежа затряслась, и Ляйн сказал: «Я тут и есть». Когда предводитель посмотрел наверх, в этот момент женщина выбежала на улицу, а Ляйн во второй раз тряхнул вежу, и вежа упала ^предводителя задавила. Тут Ляйн за ночь убил всех шведов на острове и которые были вокруг озера. Потом он взял жену и отправился обратно в свои края.
6. О ГИБЕЛИ ЧУДЬЧУЭРВЯ
Когда-то в Луяврсийте жили три брата. Старшего звали Ляйн. Он был сильный и много знал, он был нойд. Пришли весной к Ловозеру финны. Это были юльквик — пешая сила. Называли их так потому, что они всегда передвигались на ногах: зимой ходили на лыжах, а летом — пешком. Подошли финны к Ловозеру и видят: погост большой. Не решились днем войти в него. Спрятались вблизи. Ляйн был сновидец. Он увидел во сне, что должны в погост прийти разбойники, и рассказал об этом всему народу. Но люди не обратили на его слова внимания. Вечером весь погост собрался плясать. И братья тоже не ожидали, что должно случиться несчастье. Выходила вечером одна старушка из избы до ветру и наткнулась в темноте на лежащего человека. Это был один из финнов, он притаился. Пошла старушка к пляшущим и сказала: «Вы веселитесь, а ведь нам всем конец приходит, разбойники пришли». Тогда потихоньку в темноте все собрались, оставили погост, сели на карбасы и отправились на остров.
На том острове был сейд, а около сейда — чуэрвькарт. Финны ждали в погосте до рассвета. Они думали, что все люди в погосте заснули и поэтому стало тихо. Перед рассветом финны пошли по погосту, но никого не нашли. Когда совсем рассвело, они пошли искать жителей. Увидели вдали на озере большой остров. Подумали, что, наверное, туда отправились люди из погоста. Но карбасов не нашли. Поплыли вплавь, подложив под грудь доски. Братья увидали, что к острову плывут финны. Сказали об этом народу. Стал народ ругать нойдов за то, что они ничего не делают. «Как нам пропадать, так и вам пропадать»,— сказали нойдам.
Тогда Ляйн пошел к сейду, встал у чуэрвькарта и стал шевелить жертвенные оленьи рога — бурю вызывал. Поднялась тогда страшная буря. Пошли высокие волны по озеру. И вся юльквик потонула. Остались только трое: предводитель Чудьчуэрвь, его помощник и повар. Когда погибла рать, на второй день погода обуркалась.
Народ стал посылать трех богатырей посмотреть, может быть, финны еще остались живые, не утонули. Переправились братья на матерый берег. Пошли и увидели: в одном месте дымок поднимается. Подошли к тому месту, смотрят: финский повар кашу варит. Повар мешает кашу и приговаривает: Нам несчастье будет: головной волос. Вкруг мешалки кружится.
А рядом Чудьчуэрвь спит, лежа на спине, положив ногу на ногу, и под головой у него меч лежит и ларчик с деньгами стоит.
7. БРАТЬЯ-БОГАТЫРИ
Пришла чудь на реку Воронью. Промышлял в это время один саам ловозерский. Как увидел чудь — давай бежать от нее домой. Чудь заметила и кинулась за ним, как за проводником. К этому времени все саамы сбирались в погост. Кентище тут у них было огромное, как поле большое; на этом кентище народ играл «бросая мячи». Тут же играли два брата-богатыря. Заметили они, что идет на них чудь, и все рядами, много рядов. Один брат схватил мотор, а другой надел шубу. Первый кричит второму: «Не отставай от меня!» Бежать было некуда: впереди чудь, а позади река. Кинулся богатырь в ряды врага, размахивая мотором, и много он побил; прошел первый ряд, второй и третий, на третьем ряду брат отстал от него. Его было схватили за полы, но он быстро скинул шубу, оставил ее у чуди, а сам побежал дальше. Перед ними оказалась река, сажени в четыре шириною. Перепрыгнули оба. Атаман чуди не мог перепрыгнуть, но перебросил за ними меч. Богатырь с мотором озлобился, схватил меч, кинулся через реку обратно и схватился с атаманом. Дрались они недолго, наконец саам свалил чудина. Потом говорит: «Покажи язык».
Тот показал, саам отсек ему язык его же мечом и ушел. Атаман вернулся и порубил половину своих за то, что никто не шел за ним. Потом он перебил саамов, а женщин и детей забрал в тупу и зажег ее, а сам с воинами ушел. В это время вернулись два брата-богатыря и, найдя многих еще живыми, вытащили их из тупы. Остальные сгорели.
8. КАК СААМ СПАС ЦЕЛЫЙ ПОГОСТ ОТ ШВЕДОВ
Собрались саамы Ловозерского погоста в одном из скрытых мест. Разбились на кучки и стали играть в мяч. Вдруг один саам, что настороже был, увидал приближающихся шведов. Разбежались саамы по кустам, а на поляне остались два брата: им велено было отвести глаза шведам. Старший брат надел печок внакидку и брату то же велел. Не послушался младший брат и не переодел печка. Подошли шведы ближе, а братья сразу бросились в их толпу. Схватили шведы за печок и поймали младшего, а вместо другого саама у них в руках один печок остался. Бросились шведы в погоню, но скоро все отстали от быстрого саама, только один чудьжере не переставал бежать. Добежал саам до реки, перепрыгнул через реку и остановился. Подбежал чудьжере, а прыгнуть не смеет, боится утонуть. Начал саам насмехаться над его трусостью. Рассердился швед и бросил в саама саблей. А тот поймал саблю, перескочил через реку назад и бросился на чудьжере, только не убил, а отрезал язык, чтоб тот своим ничего сказать не мог. Бросил шведа саам, побежал и скрылся в лесу. Так спас саам погост от разбойников-шведов.
9. КАК СПАСЛИСЬ СААМЫ НА ЛЫЖАХ ОТ ШВЕДОВ
Неподалеку от Нотозерского погоста в одинокой веже жили саамы: отец, два сына и казак. Время было опасное: шведы ходили по всей земле саамской, грабя и уводя саамов. Понадобилось зачем-то старику в погост ехать, и посылает он работника узнать, не бродят ли у погоста шиши. Поехал казак и у самого погоста попался шведам. Ждали, ждали саамы и решили, что казак для своей нужды в погосте остался. Надели все трое лыжи и покатили по рыхлому снегу. Близко подъехали к погосту, не остереглись и попались прямо на глаза шведам. Поворотили лыжи, да было уже поздно: заметил их шведский чудьжере. Поймал он важенку и пустился в погоню. Скользят по снегу быстрые лыжи, но и шведы не отстают. Молодые ноги братьев легко и быстро уносят их, но силы старика слабеют и слабеют. Ближе и ближе становится к нему чудьжере. Из последних сил летит старик, а на пути не замечает высокую сосну. Как молния взлетели скользкие лыжи на самую вершину сосны, в снег грянулся старик. Подъехал швед, добил старика стрелой, переоделся в его платье, надел лыжи и побежал за братьями. Не заметили саамы cгоряча, как отстал отец, и далеко укатили. Обернулся старший, видит — нет отца, стал осаживать и брату велел. Показался вдали переодетый швед. Младший говорит: «Отец идет». Старший не поверил: не обманул его хитрый швед. Издали еще пустил в него саам стрелу прямо в сердце: не спасла и одежда. А братья сняли с чудьжере одежду отца и покатили домой.
10. ПЕСЦОВЫ ДЕТИ
У устья реки Ноты, на Нотозере, когда-то был саамский погост. Там жили саамы, сильные люди: старик Нял и его два сына — Нял-парна. Ехали они однажды в Сонгельский погост. Два брата сидели в одной кережке, а старик — отдельно. Подъезжают к погосту, видят — на озере женщины играют в «круговую веревочку».
В погосте были шведы, а Нял и Нял-парна не знали этого. Подъезжают к женщинам, узнают, что шведы искали Няла и его сыновей, но никто не сказал им, где они. Шведы тогда убили всех мужчин в погосте, а женщин выгнали на озеро играть в «веревочку». Женщины посоветовали Нялу и его сыновьям уезжать скорей. Они послушались совета и поехали через озеро. Из шведов один сильный назывался Чуэтахкам, что значит Сто женщин. Назывался он так потому, что имел в себе силу ста женщин.
Увидел Чуэтахкам Няла с сыновьями и побежал за ними по озеру на лыжах. У старика Няла не мог олень бежать по льду, скользил, спотыкался. Добрался Нял до матерого берега и залез на высокую сосну. Подошел Чуэтахкам, выстрелил в Няла из лука. Старик упал с дерева. А Чуэтахкам взял оленя, надел на себя печок старика и поехал вслед за Нял-парна.
Младший из сыновей Няла оглянулся и говорит: «Это отец едет». А старший отвечает: «Нет, это не отец». Младший стал править оленями, а старший повернулся назад лицом и приготовился стрелять из лука. Сначала он думал, что за ним едет отец, но вблизи увидел, что у едущего за ним борода не седая, не такая, какая была у отца. Выстрелил он в него из лука и остановил своего оленя. Вслед за Чуэтахкамом шла пешком вся его «мелкая рать». Был мороз. У старшего сына нож примерз к ножне: он не мог вынуть его из ножен и сорвал его с пояса вместе с ними. В левую руку взял он толстую палку, вместо щита, а ножом стал бить шведов. Сперва бил не снимая ножен, но потом ножна сама разрезалась. Перебил он часть шведов, а остальные сами разбежались.
11. БОГАТЫРИ И ЧУДЬ
Были три богатыря с работником, три богатыря брата. Промышляли они в лесу и выстроили себе на Туломском падуне каменные тупы. Раз они подняли из Туломы две громадные скалы. Один из них донес доверху и положил там, а другой — только до половины. Так и теперь лежат эти камни. Сто человек не пошевелят их. Раз они послали казака в погост узнать, живы ли саамы, чтоб пойти к ним в гости. Казак по дороге заснул, а в это время чудь разоряла погосты. Когда казак проснулся да пришел — чудь уже сожгла все. Казака схватили, узнали, что он живет у богатырей, и велели ему вести себя к ним. Младший брат-богатырь соскучился ждать, должно быть, думал: все хорошо, потому казак там и остался. Пошел он в лес и видит — идет чудь навстречу, а впереди казак ведет их. Богатырь давай стрелять. Расстрелял все свои стрелы и давай рубить их. Пропасть положил он народу, наконец один чудин срубил ему мечом полголовы. Так младший брат и упал тут. Пошла чудь дальше, вот и до каменных туп добрела. Увидели два брата-богатыря и давай стрелы пускать — много перегубили врага, наконец у одного брата и стрел больше нет. Остались только у старшего, который и продолжал бить чудь. И всю бы чудь они перебили, если б женка ему не изменила. Она подрезала тетивы у лука и крикнула чуди: «Идите берите моего мужа, он теперь ничего сделать не может!» Но чудь все-таки не решалась идти к богатырю, а только просунула в реппень к нему меч свой. Он схватился за него и порезал себе руки совсем. Тогда чудь связала его и брата и повела их к своему «царю». По дороге, когда на ночлеге все заснули, богатырь говорит жене: «Развяжи меня, я их всех перебью и одной рукой, а тебя не трону». Но она не сделала этого. На другой день чудь женку убила, потому что женка не должна изменять своему мужу. А богатырю у чудского царя был большой почет.
* * *