ОЧЕРКИ ЭТНОГРАФИИ СААМОВ. 3.Е. ЧЕРНЯКОВ

Систематизация научного материала, изложенного в настоящей книге, позволяет сделать следующие выводы:

1. Саамы являются потомками палеоевропейцев - первообитателей европейского субконтинента.

2. Палеоевропейцы в ледниковую эпоху (стадия охоты на мамонтов) и, выделившиеся из них 8 стадии охоты на северного оленя, протосаамы освоили обширные пространства от берегов Средиземноморья до Уральских гор и крайних северных пределов Европы.

3. В саамском языке сохранился субстрат, явно выступающий в составе поздних наслоений, придавших ему финноугорский характер.

4. В железном веке саамы обособились на окраине европейского субконтинента как охотники на лесного и морского зверя, рыболовы и оленеводы. В пределах восточной Европы они растворились среди земледельческих и скотоводческих народов, проникших на берега Балтики. Новгородской земли, Финляндии, Карелии и Заволочья.

5. Свою традиционную культуру саамы сохранили до конца XI - начала XX века. Они оставались бесписьменными, не считая попыток создания письменности церковниками в целях подчинения саамов господствующим классам. Саамы в России оставались бесписьменным народом до Великой Октябрьской Социалистической революции.

6. Мероприятия Советской власти по созданию письменности на саамском языке, распространение грамотности, развитие образования способствовали подъему культуры и самосознания саамского народа.

7. Развитие саамской письменности в условиях двуязычия и многоязычия требует глубокого изучения проблемы многоязычия, составления диалектологического словаря саамского языка, сопоставительных грамматик саамского и русского, саамского и коми языков.

Создание "литературного" языка для саамов, предпринятое группой энтузиастов представляет собою левый загиб, искусственное языкотворчество.

8. Следует, в отличие от бесполезной и вредной затеи создания искусственного, так называемого литературного, саамского языка, дать простор спонтанному развитию письменного саамского языка, выступлению саамских поэтов и прозаиков, организации - на добровольных началах - школьных и кружковых (для взрослых) занятий по саамском языку; публикаций стихов и прозы саамских поэтов и писателей на саамском и русском языках.

9. Особое внимание следует обратить на воспитание саамских детей в яслях-детсадах, с индивидуальным подходом к детям-носителям родного саамского и родного русского языков. Воспитание саамских малышей должно осуществляться по специально разработанной программе воспитателями-носителями саамского языка. Для успешного проведения их работы должны быть созданы соответствующие условия.

10. Спедует как можно быстрее организовать сбор фольклорного материала среди носителей саамского языка пожилого возраста. Шефство над этой работой, равно и шефство над работой воспитателей в яслях-детсадах допжны осуществлять на общественных началах саамские поэты, писатели, саамские учителя, равно и лица, сочувствующие развитию культуры саамского народа.

Добавить комментарий