Первое знакомство саамов с оленем произошло на почве охоты. Об этом говорят преобладающие до недавнего времени значение дикого оленя в экономическом быту и фольклоре саамов и относительно позднее образование терминологии, относящейся к прирученному оленю.
В отличии от ручного оленя, называемого пуадз или пуатц, дикий олень называется коньт или коть. Стадо, как домашних, так и диких оленей называется чутце. Возможно, что пуадз является производным от слова пырт или пэрт, что значит фундаментальное, рубленное жилище, в отличии от вежи (кохт) или легкого чума-палатки (кавакс).
Большинство предметов хозяйственного быта саамов, непосредственно связанных с оленеводством, получили свое наименование от слова коньт, т.е. от обозначения дикого, а не домашнего оленя. Например: шкура, содранная с нижнеколенных частей оленьих ног для пошивки обуви, называется койб, койбы; обувь из койб с загнутыми вверх носками называется каньги, кам или камас; нитки, приготовляемые из оленьих жил - коньтсун; даже понятие об устройстве или лишении жизни выражается термином, образовавшимся в процессе основного занятия - охоты на дикого оленя - континт. Это позволяет сделать вывод о том, что материальная культура саамов слагалась в зависимости от охоты на дикого оленя и что период этот был достаточно длительным. Последнее подтверждает и саамский фольклор, в котором образ дикого оленя еще до недавнего времени занимал видное место.
Древнейшим способом охоты на диких оленей было устройство ловчих ям на перешейках между озерами и болотами, на плоскогорьях, по оленьим тропам и т.п. узким, часто проходимым оленьим местам. Повсеместное распространение этих ям на Кольском полуострове, а также наличие изгородей и загонов для небольшого количества находившихся в личном пользовании оленей, говорит, что охота на диких долгое время для кольских саамов являлась основой экономического благосостояния и не требовала забот о развитии собственного стада.
Трудно датировать возникновение первых стад прирученных и обученных езде оленей. В ХIII веке прибывавшие к саамам сборщики дани уже передвигались на оленях. Возможно первоначальное приручение возникло из потребности в быстром передвижении по глубоким снегам при облавах на диких оленей.
Многочисленные изображения сцен загона оленей в карельских петроглифах и езды на олене, стоя на лыжах, позволяют думать, что при охоте облавой олень использовался для ускорения нападения. Что же касается кережки (керрис), то она могла возникнуть не от образа лодки, а широких лыж с поднятыми носами, и совершенствоваться впоследствии. По рассказам саамов, во время ежегодных масленичных гуляний в Ловозере, сопровождавшихся состязанием в езде на оленях, некоторые саамские гонщики не сидели, а стояли в кереже и даже одной ногой, держа вторую наружу. Зимой за дикими оленями гонялись по снегу. Не исключено, что в некоторых случаях здесь также пользовались транспортной силой пойманного оленя.
С приручением оленей саамы стали кочевать вслед эа стадами и стада эти считались собственностью всех. В многочисленных фольклорных памятниках сохранился ряд преданий легендарного характера, в которых дикие олени рассматриваются как собственность того или иного селения, вдобавок сохраняемая за ним чудесно-колдовской силой нойды.
О времени возникновения крупных стад у саамов - одиночек можно ответить с точностью. Во второй половине XVII века некоторые лопари владели сотней, другие же тысячей, а то и более оленей. Процесс возникновения частной собственности на оленьи стада и, в связи с этим, превращения оленьих стад в орудия эксплуатации бедноты - у копьских саамов происходит значительно позднее.
По мере развития меновых отношений с русскими и норвежцами оленеводческая продукция принимает форму товара и при наличии неограниченного спроса становится стимулом для приумножения стад.
Характерной особенностью оленеводства кольских саамов являлся почти до конца XIX столетия, т.е. до прихода ижемцев, так называемый вольный выпас. Сущность этого "вольного выпаса" (пуст чуэдз - вольное стадо) заключается в том, что оленевод ограничивает свои заботы о стаде главным образом периодом осеннего сбора оленей, зимним наблюдением и весенним участием в отельный период. После отела олени, как выражаются саамы, "отпускаются на волю" и в течение всего лета предоставляются самим себе. Подобная система выпаса основана на привычках оленей держаться из года в год в местах, в основном известных хозяевам.
С приходом ижемцев, и в связи с появлением богатых в своей среде, большинство саамов принуждены были отказаться от "вольного выпаса" и перейти на организованный выпас с постоянным пребыванием пастухов при стаде (кит-чуэдз - ручное стадо). Переход на организованную пастьбу был вызван также и тем, что мелкие стада саамов приставали к крупным стадам богатых ижемцев и по осени саамам стоило больших трудов отбить своих оленей.
Быстрому росту оленеводства на Кольском полуострове, способствовала ижемская колонизация, но известно, что их стада составляли не свыше 35 процентов, в то время как стада саамов - 46 процентов всего населения. Рост общей численности оленьего поголовья у саамов еще вовсе не означал подъема материального благосостояния. Стада увеличивались прежде всего за счет зажиточных семей, за счет сокращения охоты и, в некоторых случаях, рыболовства. Нормальное оленье стадо в летнее время не превышает обычно 1000-1500 голов. Более крупными "кусками", как выражаются саамы, нехорошо пасти по причине того, что олени, находящиеся в середине стада, получают худший корм и скорее выбивают пастбищные места. В зимнее время оленеводы держат более мелкие стада (500-700 голов) по причине того, что за таким стадом легче следить и оберегать его от хищников.
Сам по себе олень - животное более дикое и свободолюбивое, нежели обычный домашний скот. В задачу пастухов входит не только охрана стада от зверей (главным образом от волков), но и наблюдение за правильным передвижением. Летом, спасаясь от множества комаров и москитов, олени устремляются против ветра и, не будучи удержаны пастухами, убегают в течение суток на большие расстояния, до 25 километров. Наконец, олений пастух должен знать клеймление (тихтэ), уметь кастрировать (пацке) самцов, обладать минимумом сведений по ветеринарным вопросам и хорошо знать режим ухода за новорожденным теленком в период отела.
Однако, как бы опытен и физически силен не был пастух, он с трудом будет справляться даже со стадом в 100-200 голов, не имея собаки. Собака - необходимый помощник пастуха, и без ее помощи (исключая отел) не производится ни одна операция в стаде. Стадогонная собака (поац пиение), если она не стара, хорошо обучена н не обладает известными пороками, ценится саамами весьма высоко: за хорошую оленегонную собаку давали лучшего передового быка, хотя рабочий ее век не продолжается долее 3-4 лет. От хорошей собаки требуется: послушание и сообразительность, выносливость и быстрота бега, спокойствие на привязи и относительно вежливое обращение с оленем, т.е. лаять на него, пугать, но в редких случаях кусать. Вовсе нетерпим такой порок в собаке, как пожирание новорожденных телят. Саамские оленегонные собаки (они же и охотничьи) могут быть отнесены к породе лаек или первобытных шпицов. Д.Н. Анучин, подробно исследовавший собаку каменного века по останкам на побережьях Ладожского озера, пришел к заключению, что это был первобытный шпиц, потомки которого ныне пасут стада у саамов, подлаивают белку и глухаря. Саамские собаки не велики, имеют острую морду, стоячие небольшие уши и густую пушистую шерсть; масть собак разнообразна. Служба их основана, как уже отмечалось, на использовании стадных инстинктов оленей. По указанию пастуха сопровождаемого тем или иным условным возгласом, например, "вус" (захвати, кусай) и жестом в нужном направлении, собака бросается за отошедшими от стада оленями и яростно на них нападает. Олени, боясь собаки, заворачивают и стремительно бегут по направлению к стаду.
Кроме заботы о сохранении молодняка, охраны стад от .хищников и разумной эксплуатации, важнейшее, вернее, решающее значение для развития поголовья имеет организация правильного питания оленя. Основной корм оленя - ягель.
В зависимости от четырех времен года и физиологических свойств оленя находятся годовые занятия саамов - оленеводов.
Лето. Вскоре после отела оленей перегоняют на самые "кормные", т.е. лучшие пастбища, где лучший ягель и много травы. Ягелем в это время олень питается мало, предпочитая траву, молодые листья деревьев и особенно морошечный цвет. По словам оленеводов, цвет этот - любимое оленье лакомство. Пока не спадет цвет, олень с болота не уходит. Кроме того, олень любит выкапывать в болотах некий корень "мыцкень", солено-кислые травы, морские водоросли, поедает яйца и даже куропаточных птенцов. Его таким образом закармливают перед комариным периодом, в течение которого олени мучительно страдают от всяческой мошки и сильно худеют. Комар появляется во второй половине июня и уже сильно беспокоит оленя в первых числах июля. В прежние годы, когда стада были невелики, оленю помогали разведением дымных костров или устраивали навесы-шалаши (лемы), куда загоняли оленей и перед выходом раскладывали костры.
Со второй половины июля насекомых становится меньше и почти полностью они исчезают после заморозков - во второй половине августа. По мере убывания комара, оленей снова закармливают, перегоняя на лучшие ягельные пастбища, в тундры.
К осени олени предпочитают пастись на невысоких вараках или плоскогорьях, покрытых некрупным лесом. Здесь кроме сочного ягеля они ищут грибы, которые являются для оленей еще большим лакомством, нежели морошечный цвет. Если грибов много, олени быстро наедаются, и пастухам легко пасти. Но если год малогрибной, олени в поисках этого лакомства стараются бежать вперед, и пастухам стоит больших трудов сдерживать стадо.
Осень. С конца сентября и весь октябрь происходит "роккымбале" или период спаривания. Этот период начинается с попыток хирвасов сбить самок (важенок) в косяк и осуществлять свои супружеские права на них. В конце октября, после окончания случного периода, начинается сбор оленей в один кусок. Собрав стадо, его перегоняют в лесную сторону, к зимнему выпасу, и разбивают на два-три стада, готовясь к зиме. Здесь же отделяют старых покалеченных и больных оленей для убоя на мясо.
Зима. Главная задача оленеводов в зимнее время - уберечь оленей от хищников н не растерять стадо в непогоду. В случае появления волков заботы пастухов увеличиваются многократно. Хищники зорко следят за стадом, прячась днем от пастухов, ночью же, выбрав момент, когда пастухи уходят в куваксу, дерзко нападают. Иногда два волка в течение 15-20 минут успевают зарезать 5-6 оленей. Беда еще в том, что волк, раз напавший на стадо, не уходит от него длительное время, убивая при слабых и мало бдительных пастухах все новые и новые жертвы. Борьба с волчьей опасностью исстари считалась делом всего общества.
Весна . Со второй половины апреля оленевод начинает усиленно готовиться к важнейшему периоду в оленеводческом календаре - отелу. Отел начинается с 10-15 чисел мая и заканчивается в первых числах июня. Главная задача саамов во время отела - сохранить молодняк и этим увеличить поголовье. В порядке подготовки к отелу важенки отбиваются от быков и хирвасов и перегоняются в места отела, которые должны быть защищены от холодных ветров, лишены камней, рек или водопадов и должны содержать достаточно корма для важенок. Обычно это сухие, ровные площадки, вовсе .лишенные леса или с мелким кустарником
Средняя годовая величина приплода должна составлять по отношению к величине стада до отела 35-36 процентов.
Одновременно с наблюдением за отелом оленеводы подсчитывают родившихся важенок и бычков. В день рождения теленка его клеймят при помощи вырезания меток хозяина на ушах, но иногда клеймение производят по достижении им двухмесячного возраста.
Хозяйственное значение оленя распространяется на все отрасли саамского труда, и оленеводство с полным основанием должно рассматриваться как основа экономического быта саамов.
Преобладающее, универсальное значение оленя в хозяйственно-экономической жизни саамов, естественно, нашло многообразное выражение в идеологических представлениях и обрядово-культовых действиях. Некоторые обрядовые пережитки, известные нам по литературе и отголоскам древних преданий, позволяют предполагать, что некогда олень являлся тотемным животным. Это предположение основывается на антропоморфном характере некоторых понятий о качествах оленя. Если олень в некоторых случаях называется "добрым стариком", "сильным молодцом" или важенка -"красавицей-девушкой", то и человек часто наделяется эпитетами: "хороший, передовой", "сильный бык" или "стройная и проворная, как важенка". О тотемическом сродстве древних предков саамов с оленем заставляют предполагать как жертвенное поедание оленей, так и табуация отдельных его частей, выродившаяся ныне в пережитки правил, кажущихся основными лишь на неравенстве полов и старшинстве домохозяина.
Ведущее хозяйственное значение оленя нашло не менее широкое выражение в песнях, сказках и приметах саамов. Весь фольклорный комплекс саамов пронизан сюжетами, связанными с оленем и оленеводством. Существует множество песен производственного характера: "Сбор оленей осенью", "Ловля чепырков", "Период спаривания", "Езда на оленях налегке по тундре в осеннее время", "Переезд райдой по тундре с летнего места на зимнее", "Кебованье старухи - нойды по поводу пропавших оленей", "Бегство оленей от комаров в комарное время".
В противоположность рыболовецким занятиям, почти не отмеченным песенным фольклором, оленеводство и олени - наиболее часто повторяющиеся сюжеты и образы в песнях. Даже собираясь в гости в старину, саам пел о своих оленях и обращаясь к оленям; в песне о сватовстве подробно описывается упряжка жениха и качества быков; в свадебном обряде дружка и его товарищи уподобляются передовому быку, "пилею" (второму после передового) и т.д.
Существуют такие приметы, связанные с оленем и оленеводством. Например: если первая важенка, рожающая первый раз, будет долго рожать теленка, все стадо будет долго рожать, и наоборот: олени быстро бегают в стаде - перед погодой или перед волком.