Нет обложки
Местоположение: Апатиты

Просмотры: 3592

Элементы хозяйственного уклада и древних представлений саамов о мире отчетливо проявляются в географических названиях. Они наряду с археологическими исследованиями, являются едва ли не единственным источником для написания древней истории саамской народности и в условиях явного недостатка материальных данных приобретают характер документа.


 
 
 
 

Географические названия у саамов могли возникнуть, когда человек уже владел членораздельной речью и расселялся по суше, придерживаясь течения рек и морских берегов. Учитывая "арктический" неолит, можно допустить датировку возникновения названий за 2500-2000 лет до нашей эры.

Окончательное становление большей части географических названий следует относить к началу нашей эры. Относительно короткий период бытования названий, постоянное обитание на Кольском полуострове одной коренной народности - саамов - и консерватизм саамской религиозной системы, которая имела большое влияние на распределение и закрепление названий, объясняют сохранность и их первоначальную точность с момента становления и до наших дней.

Но саамские названия все же изменялись под влиянием пришедших на полуостров русских, карелов, ижемцев (и самоедов), финнов. Первые изменения в названиях произошли, по-видимому, в XI в., когда началось проникновение русских на Кольский полуостров. Ассимиляция саамских названий русскими происходила по побережью и по линии Кандалакша-Кола (XVI-XX вв.).

Кроме того, саамы воспринимали русское влияние, среди них укоренились русский язык, нравы и одежда. Русский язык проникал в саамский быт настолько, что саамы сами создавали русские пословицы и поговорки, русифицировали географические названия.

Необходимо упомянуть и о топонимическом влиянии российских саамов на саамов скандинавских.

Посторонние влияния на саамские географические названия все же не ослабили их распространения, и на всей территории Мурманской области количественно и качественно преобладают названия саамские.

Надо принимать также во внимание, что западная часть области насыщена названиями более, чем восточная. По происхождению и территориальному размещению саамские географические названия могут быть разделены на четыре основные группы:

- физико-географические;

- названия, связанные с местами поселений;

- культовые и эпические;

- промыслово-хозяйственные.

 

Физико-географические названия

 

Эти названия рассеяны по всей области и не обнаруживают какой-либо заметной связи между собой. Они включают понятия пространства, формы и отличительных признаков, элементы геологии, растительности и другие. Из саамских терминов к региональным относятся Хибины, Кейвы, Имандра. Смысл их давно забыт, из имен собственных они превратились в имена нарицательные, и поэтому объяснение этих названий без кропотливых и длительных исследований не может быть удовлетворительным. Характерно расчленение саамами возвышенных частей территории на Хибины, Кейвы и прочие "тундры".

В этом расчленении заложена глубокая наблюдательность и развитое мировоззрение саамов.

В понятие "Х и б и н ы" саамы включают Хибины Умбозерские (Хибинские тундры) и Хибины Ловозерские (Ловозерские тундры). Они смогли заметить геоморфологическое сходство этих двух массивов и ввели в обиход понятие "Хибины" как понятие горной страны, сильно расчлененной, со сквозными долинами, цирками, с плоскими вершинами и снежными перелетками. Не ускользнуло от внимания саамов, что одна из вершин Монче-тундры чрезвычайно похожа на Хибины, и они дали ей название Хиппикнюнчорр. До сих пор возвышенность Ватумнахк к северу от среднего течения р. Иоканги семиостровские саамы называют "Хибины нашей земли", так как она почти подходит к тем признакам, которые определяют термин "Хибины". Названия Хибинских тундр - Умтэк, а Ловозерских - Луяврурт надо считать более поздними, производными от близлежащих озер - Умбозера и Ловозера.

Саамы представляют "К е й в ы" как плоскогорье, которое, по их выражению, "застыло, как волны морские". Морфологически - это цепь увалистых гряд. Различают северные (Каменные) Кейвы, по названиям начинающиеся от оз. Ловозеро (на юго-восточном конце его - мыс Кейвлухтнярк) и верховьев р. Паны (Оскейва) и протягивающиеся на восток по водоразделу рек Поноя и Иоканги до Поатчерв-тундры, и южные (Ондомозерские) Кейвы - к югу от Ондомских озер.

С названием "И м а н д р а" связаны четыре крупных водоема: оз. Имандра, разделяющееся на Большую, Екостровскую и Бабинскую Имандры, оз. Энаре, находящееся на территории Финляндии и называвшееся в XVII в. Верхней Имандрой (озеро у Хибинских гор было Нижней Имандрой), Ковдозеро и Енозеро. Последние два, как "Имандра", сохранились лишь в легендах. Термином "Имандра" саамы называют большие озера с извилистой береговой линией, со множеством островов и с заливами, имеющими параллельную ориентировку, очевидно, ледникового происхождения.

Названия Оэверь (Имандра у Хибинских тундр), Энаре, Ковдозеро и Енозеро - позднейшие, но разного относительного возраста.

Элементы геологии и геоморфологии в саамских географических названиях заслуживают специального изучения. Саамы, например, смогли заметить, что часть северного берега оз. Екостровской Имандры постепенно опускается, и дали ему название Сытнырмарент - "заливной берег".

 

Названия, связанные с местами поселений

 

Места поселений (кент, кинд. кинтуш, сийт, ланнь, иелле и др.), устанавливаемые по географическим названиям, в основном сосредотачивались по берегам пяти больших озер: Паий-аккъяур, Большая и Екостровская Имандра, Ловозеро, Чудзьявр и Нотозеро. На побережье они почти не сохранились, но, несомненно были, что подтверждают археологические раскопки.

Такая группировка говорит о том, что саамы в начале процесса формирования своего производственного уклада были не оленеводами, а рыболовами (и охотниками). Этот вывод подтверждается, например, исследованием могильника на Оленьем острове в Кольском заливе А.В. Шмидтом в 1928 г., который не нашел никаких признаков, свидетельствующих об оленеводстве у народности, погребавшей там своих мертвых; "петроглифы" близ устья р. Выг в Карелии, близкие к оленеостровской культуре, изображают охоту на оленей, а не оленеводство; сейды - божества древних саамов - покровители охоты и рыболовства, а не оленеводства и т.д.

Места поселений у Нотозера и оз. Паий-аккьяур у оз. Чудзьявр - кильдинских, у оз. Ловозера - ловозерских, у оз. Имандра - екостровских и, частью, бабинских, на крайнем северо-востоке области - терских саамов. Надо заметить, что в районе оз. Имандры особенно много мест поселений, устанавливаемых по географическим названиям, находится на северном берегу оз. Чунозера, у Екостровского пролива и в губе Белой (берег Екостровского пролива даже называется Ланирент, от ланнь - "городок", "городище"). В названиях сохранилось также четыре осенних стоянки (чехч - "осень"): у оз. Чудзьявр, в нижнем течении р. Вороньей, у оз. Паийаккьяур и оз. Неэскимяур (Печенгский район), две весенних - на левом берегу среднего течения р. Лоты.

В археологическом отношении зимние стоянки, располагавшиеся у озер, казалось бы, менее интересны, чем летние (у моря). Однако надо иметь в виду разделение труда у саамов. На "зимних" стоянках оставались женщины (преимущественно на тех, которые имеют названия кент, кентище), в то время как мужчины шли на рыбную ловлю или кочевали с оленями, образуя промысловые стоянки - сийт. Поэтому и зимние стоянки могут дать ценный материал для археолога.

Места поселений саамов были выбраны в результате длительных исканий удобных промысловых точек. Найденное место не забывалось людьми. Очень часто саамы возвращались на старое место обитания. В этой связи интересно, что Кильдинский погост, бывший ранее, очевидно, на оз. Чудзьявр (см. выше), после многих перемещений, известных в историческое время, - от Муномошского погоста на р. Росте к острову Кильдин, затем обратно на юг к оз. Кильдинскому - снова вернулся в 1934 г. к оз. Чудзьявр.

Особо надо отметить наличия мест поселений на берегу моря или озера, вблизи берегов которых находятся "оленьи" острова. Это связано с тем, что после отела последней важенки рабочие быки, на которых исполнялась вся работа во время отела, направляются на остров, находящийся вблизи погоста в море или на озере, а люди переходят из летних мест, у берега моря, в осенние, вглубь полуострова.

 

Культовые и эпические названия

 

Основной предмет древнего саамского культа - сейды, покровители охоты и рыболовства. Это большей частью каменные божества, священные камни. Обычно они располагаются на берегах рек и озер, у водопадов, на высоких горах - в наиболее живописных местах.

Многие исследователи указывают, что имя умерших ситте или сите доказывает их связь с сейдами. Название ситте, сейд перешло на место погребения умерших, которое отмечали камнем как бы в виде могильного памятника. Около этих камней приносились жертвы в честь покойников. С течением времени первоначальное значение этого ритуала забылось, и сейдам стали придавать значение памятников, воздвигнутых в честь предков. Места для сейдов имели определенные границы, которые, например, запрещалось переступать женщинам. У таких озер с сейдами самая значительная концентрация названий, связанных с местами поселений.

В свете теории происхождения сейдов от могильных памятников географические названия, связанные с древними культовыми местами, обнаруживают особенности, которые позволяют дать некоторые путеводные нити для археологических исследований.

В.Ю. Визе было высказано мнение, что всякого рода обожествление сейдов мотивировано тем, что они иногда располагаются на неприступных местах. Нам кажется, что это позднейше, расширенное обожествление, перенесенное с могильных памятников на другие предметы.

Характерно, что культовые названия, связанные с сейдами, располагаются недалеко от мест поселений. Интересно указание Кастрена, что у финнов сейды носят название kennta-kiwet, происходящее от финских слов: kennta "стоянка" и kiwi (мн. kiwet) - "камень". На сейдовых местах останавливались саамы при своих перекочевках. Поскольку сейды первоначально были могильными памятниками, то некоторые из самых древних захоронений могут быть на сейдовых местах.

Географические названия саамов, связанные с культами, разделяются на две группы. Они могут соответствовать двум основным культам саамов - культу высших богов и культу сейдов.

Названия, связанные с аккь, акка "женщина", встречаются в верховьях левых притоков р. Лоты (Аккьяур), у оз. Палесмозера, у оз. Чудзьявр, у оз. Колвицкого и Вялозера, в Кейвах и у оз. Бабьего. На этих культовых местах нет сейдов, за исключением оз. Бабьего. Кажется очевидным, что эти культовые названия и сейдовые места - разного возраста.

Трудно сказать, какие из них старше, так как сейд и акка - очень древние слова, но, несомненно, что названия с акка образуют обособленную группу. Может быть, они связаны с матриархатом, существование которого у саамов еще не доказано. Названия этой группы часто обнаруживают связь с местами посещений.

В группу с названиями, связанными с сейдами, входит подавляющее большинство древних саамских культовых мест (сейдов), которые почти всегда находятся у поселений - в бассейнах озер Имандры и Ловозера, реки Лоты и Нотозера и других местах. Их можно разделить на две подгруппы: сейдовые места без сопутствующих им географических названий, связанных с женщиной, и сейдовые места, сопровождаемые ими.

Первые распространены в верховьях р. Уры, в верховьях левых притоков р. Лоты и Нотозера, в губе Белой, оз. Имандра, по северному берегу Чунозера, у сел. Ена, на островах оз. Бабинская Имандра, на южном берегу Умбозера, к западу от Воронинского погоста, у оз. Вульявр, у оз. Бабьего.

Вторые - в Монче-тундре и прилегающих к ней районах, у оз. Сейдъявр в Ловозерских тундрах и в других местах, также связанных и с легендами. Частью они отражаются в географических названиях, например, р. Лота (в отношении этого названия существует два толкования: лоахт - "жертвоприношение"; луот-хозик - "оленья хозяйка", - она бережет оленей, выпущенных на волю, когда хозяева уехали к своим тоням), Чахкливыд (на водоразделе правых притоков р. Туломы и левых притоков р. Колы; чахкли, чакли - маленькие подземные люди саамских сказаний), Ристикент (ристи - "крест", кент - "селение", по сказанию здесь находится могила одного из нойдов); много названий с пасс - "святой" в бассейне верхних притоков р. Лоты.

 

Промыслово-хозяйственные названия

 

Географические названия, связанные с рыбами и рыболовством, сосредоточены в центральной части области, на побережье они в значительной степени утрачены. Название куль - "рыба" соответствует р. Коле, Кольскому заливу и одному из верхних притоков р. Поноя (Кульйок). Видовые названия рыб встречаются наиболее часто в бассейне оз. Имандры, в бассейне р. Колы, по р. Умбе и оз. Умбозеру, по р. Вороньей и оз. Ловозеру, в бассейне р. Лоты. Названия, включающие "кумжу" (кувч), распространены в верховьях р. Кицы и в системе Домашних озер (бассейн р. Колы), к западу от Волчьих тундр, по р. Умбе и оз. Умбозеру, в системе правых нижних притоков р. Вороньей; включающие "гольца" (йидич) - преимущественно по оз. Имандра, "щуку" (нуккеш) - в бассейне притоков р. Лоты и по оз. Имандра, "окуня" (вуэск) - по р. Лоте, "хариуса" (соввель) - в бассейне левых притоков р. Лоты и по р. Печенге, "форель" (коудшер) - в верховьях р. Титовки, "налима" (вуэшн) - в верховьях р. Лоты; включающие "сига" (шапп) и "палию" (равт) - рассеяны.

У группы саамов, проживавших когда-то на берегах оз. Имандра, основным объектом рыбной ловли были голец, щука и кумжа, у саамов, обитавших по берегам оз. Ловозера, - голец, кумжа и окунь.

В зависимости от возраста и качеств оленей, саамы дают им различные названия: кодд, хирвас, чирмек, поадз, лоппель, ревд, шалмат и другие. Из них поадз может быть отнесен к домашнему оленю как его нарицательное имя. Вообще саамы резко не разграничивают домашних оленей и диких, а говорят: "домашний - дикарского роду". Поэтому трудно разделить названия, связанные с оленеводством и охотой на дикого оленя. Русско-саамское слово "урдовагь", что значит охотничать, происходит, очевидно, от слова урт - "высота", "плато" показывает, что дикие олени летом пасутся на высотах, богатых ягелем, в безопасности от комаров.

Географические названия, так или иначе соответствующие оленю, встречаются по р. Паз, бассейну оз. Нотозера (в том числе р. Лота, р. и оз. Гирвас), в северной части Кольского залива, в Монче-тундре и прилегающих тундрах, по Ловозеру и в других местах западной части области. Названия р. Оленицы на Терском берегу, рек Большой и Малой Оленки на Мурманском побережье и многочисленных "оленьих" островов, очевидно, поздние; не сохранилось даже их ранних саамских синонимов.

Кроме диких оленей древние саамы, судя по географическим названиям, охотились на бобра (маий), песца (нял), белку (уаррев, уэррев), выдру (чеврес), лося (сэрв) и росомаху (кетк, кэтк). Названия с маий - "бобр" и уаррев - "белка" у оз. Имандра преобладают. Очевидно, у древних имандровских саамов белка и бобр были основными, кроме дикого оленя, предметами охоты. Интересно в связи с этим, что Хибинские тундры были районом охоты (например, сохранилось название Эвеслогчорр, от эвес - "пища", запасаемая охотниками в местах охоты). Бесчисленные споры различных групп саамов из-за хибинских охотничьих угодий отражены в легендах.

Названия с маий встречаются также в Печенгском районе (см. ниже), на восточном склоне Хибинских тундр и даже на северном берегу Рыбачьего полуострова. Широкое распространение бобра в прошлом на территории области, кроме географических названий, подтверждается и указаниями древних русских источников (до XVIII в.). Так, например, в жалованной грамоте 1697 г. говорится, что "нотозерские лопари бобров бьют" (в настоящее время бобров в районе Нотозера нет). К местам поселений у оз. Паий-аккъяур (в Печенгском районе) примыкает ряд названий с маий - "бобр", чеврес - "выдра" и кэтк - "россомаха". Эти животные, вероятно, были основными объектами охотничьего промыс-ла у Паийаккьяурской группы саамов.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что к геог-рафическим названиям, при всей их текучести, все же надо относиться, как к тем осколкам далекого прошлого, которые дают возможность, наряду с другими данными, хотя бы частично проникнуть в жизнь и мировоззрение народов, обитавших в древности на территории нашей Родины.

Материал сайта: www.arctic.org.ru Информационный центр Живая Арктика

 

Авторы этой книги

Казаков А.

Казаков Анатолий


Добавить комментарий
Комментарий будет опубликован после модерации.

Родственные сайты

Пословица / поговорка