Кольские саамы в рисунках С.Ф. Бартольда
- Автор: Ивановская Н.И.
- Местоположение: Санкт-Петербург
- Год: 2020
Просмотры: 1911
(из фондов Российского этнографического музея)
Автор: Н.И. Ивановская, кандидат исторических наук, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики
Время и место экспонирования: онлайн с 25.11.2020
На выставке впервые для широкой аудитории демонстрируется небольшая (всего 9 №№), но репрезентативная, коллекция акварельных рисунков С.Ф.Бартольда, являющаяся частью иллюстративного фонда Российского этнографического музея. Эти рисунки можно характеризовать как уникальный историко-этнографический источник, который содержит информацию о многих сторонах быта кольских саамов в 1930-е годы, период, когда их традиционная культура подвергалась сильному воздействию общественно-политических трансформаций, происходивших в то время в нашей стране.
Все рисунки изображают картины повседневной жизни саамского поселения в разные времена года: летом, осенью, зимой. Сюжеты динамичны и информативны, т.к. фиксируют много характерных деталей традиционной культуры саамов. Коллекция акварелей поступила в РЭМ из Музея народов СССР, который находился в Москве и был расформирован в послевоенные годы. Как и прочие предметы, переданные из этого музея, рисунки были почти лишены какого-либо информационного сопровождения. Атрибуция акварелей была проведена автором этой выставки в 2015 г. В результате архивных поисков удалось установить подлинное имя художника (в сопровождающей рисунки описи его фамилия имела несколько вариантов написания), а также время и место создания акварелей. Рисунки были выполнены в начале 1930-х годов на Кольском п-ове в с. Ловозеро Мурманского округа (ныне – Ловозерский район, место компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Мурманской области: саамы, коми).
Автор этих акварелей – художник Сергей Федорович Бартольд (1899–1942), человек трагической судьбы. Он родился в интеллигентной семье, испытавшей на себе всю тяжесть политических репрессий. Его отец, Ф.В. Бартольд, журналист, в 1919 г. был арестован ЧК, скорее всего, по подозрению в связях с эсерами. Его дальнейшая судьба неизвестна. С.Ф. Бартольд в 1930-е годы работал в подмосковной школе учителем черчения, в 1940 году был арестован, а в 1942 году умер в Устьвымлаге НКВД. Он повторил участь своего брата, Е.Ф. Бартольда, арестованного двумя годами раньше и умершего в том же 1942 году в Онеглагере.
Е.Ф. Бартольд был сотрудником Центрального географического музея Главнауки Наркомпроса РСФСР, открытого в Ленинграде в 1919 году и ликвидированного в 1936 году. Деятельность музея была тесно связана с краеведением, имевшим ещё дореволюционные «родиноведческие» традиции, и переживавшим в 1920-е годы в нашей стране небывалый подъем. Одним из организаторов краеведческого движения и связанного с ним массового туризма был Е.Ф. Бартольд, по роду своей деятельности часто совершавший служебные поездки по стране, в частности, на Кольский п-ов в окрестности с. Ловозера. Скорее всего, в одной или нескольких таких поездках, сопровождая брата, Сергей Федорович Бартольд и создал серию рисунков из жизни кольских саамов.
Весь жизненный уклад кольских саамов подчинялся потребностям их основных хозяйственных занятий (оленеводство, рыболовство, охота). Зима была временем оседлости, с декабря по март саамы селились в зимних погостах, расположенных в местах, богатых ягелем, занимаясь выпасом оленей. Ранней весной они покидали зимние погосты и переходили к кочевому быту, продвигаясь вместе с оленьими стадами к летним местам обитания, где одним из основных занятий становилось рыболовство.
В рисунках С. Бартольда отражены практически все аспекты традиционной культуры кольских саамов: сезонные хозяйственные занятия – оленеводство (запечатлены такие сюжеты, как выпас оленей, поимка оленя при помощи аркана); рыболовство (изображены сохнущие на берегу рыболовные сети); средства передвижения (лодки, нарты). Представлены все типы саамского жилища – тупы, вежи, куваксы и хозяйственные постройки – амбары (айты). Вполне информативны рисунки С. Бартольда и для характеристики традиционной одежды кольских саамов, бытовавшей в рассматриваемый период.
Рисунки С.Ф. Бартольда свидетельствуют о сохранении у кольских саамов в 30-е годы прошлого века традиционных форм народной культуры.
Поимка оленя арканом. Ленинградская обл., Мурманский округ, с. Ловозеро. Саамы. Картон, бумага, акварель.
Зима. Оленья упряжка с нартами. Ленинградская обл., Мурманский округ, с. Ловозеро. Саамы.
Оленьи упряжки с нартами были у саамов зимой основным средством передвижения.
Зима. Сельская улица.
Ленинградская обл., Мурманский округ, с. Ловозеро. Саамы. Картон, бумага, акварель.
Единственный рисунок С.Ф. Бартольда, имеющий в коллекционной описи Музея народов СССР следующую аннотацию: 1933 г. Ловозеро. «Пастух, едущий в сельсовет», что отражает реалии новой общественно-политической жизни.
Зимняя улица в селе.
Ленинградская обл., Мурманский округ, с. Ловозеро. Саамы. Картон, бумага, акварель.
Основной формой жилища у саамов в зимних погостах была срубная однокамерная постройка с плоской, слегка наклонной крышей, покрытой дерном – тупа или пырт. Но уже в конце XIX в. и особенно в начале XX в. в зимних погостах появились русские избы с двускатными тесовыми крышами, которые обычно состояли из двух половин – избы с русской печью и пырта с камельком. В1930-е гг. такие жилища были распространены уже повсеместно, что и зафиксировал С.Ф. Бартольд в своих рисунках. Амбары (айты) служили для хранения запасов пищи, а также различных орудий и снастей, используемых в хозяйственной деятельности. Они ставились в непосредственной близости от жилища, и представляли собой невысокую постройку с двускатной крышей, поставленную на четыре пня.
Жители села на рисунке одеты в саамскую традиционную одежду – печок, торку, юпу, обуты в каньги – своеобразную обувь с острыми, круто загнутыми наверх носками. Печок – глухая одежда из оленьих шкур мехом наружу – был основным видом верхней плечевой одежды кольских саамов, как мужчин, так и женщин. Торка – ещё один вид верхней плечевой одежды из оленьих шкур, которую также носили и мужчины, и женщины, сшитая мехом внутрь, с меховой опушкой.
Поздняя осень. Перекочевка саамской семьи.
Ленинградская обл., Мурманский округ, с. Ловозеро. Саамы. Картон, бумага, акварель.
Мужчина, одетый в юпу – суконную рубаху прямого покроя, зимой её носили под печок, а летом она служила верхней одеждой, держит в правой руке поводья от четверки оленей, запряженных в нарты с детьми, а в левой – хорей, используемый для управления упряжкой.
Непременной принадлежностью саамского костюма был пояс, который надевали поверх одежды. Мужчины подвешивали к поясу кожаные ножны с охотничьим ножом, мешочек с огнивом, кошелек, амулеты.
Селение на берегу водоема.
Ленинградская обл., Мурманский округ, с. Ловозеро. Саамы. Картон, бумага, акварель.
Вежа, временное жилище саамов, представляла собой непереносную каркасную постройку из жердей, крытую древесной корой и дерном, которая устанавливалась обычно на летних рыболовных стоянках (изображена на рисунке справа). При перекочевке на другую сезонную стоянку вежу оставляли на месте до следующего приезда сюда.
Северное сияние. Ленинградская обл., Мурманский округ, с. Ловозеро. Саамы. Картон, бумага, акварель.
Охотники у костра. Ленинградская обл., Мурманский округ, с. Ловозеро. Саамы. Картон, бумага, акварель.
Выпас оленей. Ленинградская обл., Мурманский округ, с. Ловозеро. Саамы. Картон, бумага, акварель.
Передвигаясь по тундре с оленьими стадами при сезонных перекочевках, а также занимаясь охотничьим промыслом, саамы использовали в качестве временного жилища легкую, переносную коническую постройку из жердей – куваксу.