РОССИЙСКИЕ СААМИ

Саамы Кольского полуострова

Russian English Finnish German Norwegian Swedish

Меткие выражения и поговорки

Выборочно

Фото

Видео

Книга

Роль культурных взаимодействий народов Мурманского...

Мурманский государственный педагогический университет.

 

QR-код страницы

QR-Code

Жилье и хозяйственные строения

Фотоальбом

В разных источниках часто упоминается о чудских ямах - древних подземных жилищах саамов. В каждом селении это подтверждали старики, сообщая предания дедов о временах чуди, когда народ жил в подземных ямах (иемнэвэла куэдгахи).

Старики-саамы сообщали, что, по рассказам, слышанным ими от дедов, дно подземных жилищ устилалось еловыми ветками, березовыми прутьями и шкурами. Очаг был посредине или в нише, но пользовались им, чтобы не привлечь дымом врагов, лишь по ночам. Подземные жилища служили не постоянным и основным типом жилища, а временным убежищем при нашествии врагов.

Повсеместно распространенным, исторически сложившимся типом жилища среди саамов России и зарубежных саамов является вежа-куэть.

Типичная саамская вежа - конусообразное сооружение из жердей, покрытое древесной корой, дерном или шкурами, с низко повешенной дверью и отверстием посредине для выхода дыма.

Обычный тип вежи представляет собою по внешнему виду небольшой холм, выложенный дерном пять на пять метров или четыре с половиной на четыре с половиной метра ширины и не более двух метров высоты. Изготовлялась вежа следующим образом: прямо на землю или в гнезда, выдолбленные в положенных на землю деревьях, вставляются кривые стропила (валвтэг), концы которых скрепляются деревянным клинком или гвоздями, образуя дугу, поставленную концами вниз. Параллельно первой паре стропил ставятся вторые, соединяясь с первыми наверху деревянным стержнем (сувмур). Основание вежи, таким образом, готово. На стропила кладется настил из выстроганных топором жердей. Настил покрывается березовой, еловой корой или хворостом и утепляется пластами дерна, травою внутрь. Чтобы дерн не сползал, к веже приставляются балки, кережи и сани. Утепляется вежа при помощи очага, сложенного посредине из каменных плит или просто выложенных кругом камней (толсай). Над очагом в крыше вежи оставляется небольшое отверстие для выхода дыма. Во время дождей и зимних морозов это отверстие после топки закрывается брезентом или шкурой. Над очагом же вешается деревянный крюк, иногда с железной цепью, для навески котла (авель). В благоустроенной веже имеется деревянный настил вместо пола (шельд), настланный на балки, лежащие прямо на земле. В каждой веже есть небольшая дверь, навешенная наклонно к стене и с силой захлопывающаяся (укс). Небольшое оконце в противоположной двери стене (эккэн) имеется не во всех вежах, а в наиболее благоустроенных.

Для постройки новой вежи двое взрослых саамов-мужчин затрачивали от 4 до 7 дней. Внутри жилища нет ни лавок, ни каких-либо других сооружений, относящихся к внутренней отделке, исключая полку для посуды (ильта). Два обструганных дерева кладутся параллельно стенам, отделяя место для спанья взрослых и детей. По рассказам саамов и описаниям в литературе, раньше летние вежи крыли еловой корой.

Вторым, не менее распространенным типом жилища являлась тупа (пэрт). Тупа - рубленное из мелких бревен или толстых досок небольшое сооружение с четырьмя углами и плоской крышей. Когда впервые саамы стали строить тупы, трудно установить точно; но еще в писцовых книгах Алая Михалкова (начало XVII века) во всех погостах говорится о вежах и ни разу не упоминается о тупах или избушках. Поэтому можно заключить, что тупы - относительно поздний тип жилища (не ранее XVII века) и, возможно, заимствованный саамами от русских промышленников на Мурманском побережье.

Тупа - относительно благоустроенное жилище и в сравнении с вежей имеет ряд преимуществ: в тупе обязательно есть пол, потолок, лавка и какой-либо стол. Но наибольшее преимущество ее - в более совершенном очаге, называемом такь. В углу тупы, обычно, в левом от входа, из каменных плит или кирпича выложен примитивный камин, труба которого не имеет колен или борова, а выходит прямо на крышу, которая заменяет одновременно и потолок. Летом саамы жили преимущественно в вежах, зимой - в тупах. Тупа - типичная форма жилища саамов в зимних селениях.

Каких-либо особых осветительных приспособлений не было. До появления керосиновых ламп в XIX веке пользовались светом очага, лучины или сального каганца.

Строения вспомогательного, хозяйственного значения имелись трех видов. В "летних местах" часто встречаются небольшие амбары на одной или четырех гладко обструганных ножках (айхть). Назначение этих строений - хранить рыболовные снасти зимой и летом, шкуры и продовольствие. Высокие, гладко обструганные древесные стволы, на которых укреплен амбар, препятствуют мышам проникать в помещение. Без этой предосторожности пробравшиеся в амбар мыши могли бы уничтожить сети и невода, а так же шкуры.

Второй вид хозяйственных строений - кладовые-погреба в летних местах для хранения бочек с выловленной и засоленной рыбой - кульлайхть. Погреба делались так же как и вежи, с той лишь разницей, что на месте пола вырыта глубокая яма, наполненная снегом и льдом.

Во время переездов с летних мест на зимние и наоборот, а также при длительных переездах райдой, пользовались палаткой - куваксой (кавас). На одной из упряжек сложены 8-12 шестов (цянькэн). При остановке на ночлег шесты устанавливались конусообразно и обтягивались парусиной (сальвес) или холстом от мешков. Подстилкой служили хвоя или березовые прутья и оленьи шкуры. Очаг сооружался посредине. Куваксой пользовались пастухи, в ней также жили рыбаки, уезжая к ближайшим от летних мест озерам.

Основные жилища саамов - тупы, вежи и рубленные дома - сосредоточивались в селениях или погостах (сийт). Поселки имели беспорядочный вид, т.к. каждый домохозяин строил дом где хотел и как хотел. Немалое количество веж и избушек было раскидано по лесам, устьям рек и озерам, в которых проживали отдельными семьями саамы - любители одиночества.

Назначением строений было охранять от непогоды и хищников, но не от людей. В этом убеждает не только отсутствие запоров, но и некоторая беспризорность оставлявшихся на лето зимних селений и лесных амбаров.

Из обрядовых пережитков, связанных с жилищем как местом постоянного пребывания у саамов, заслуживают упоминания рога оленей, прибивавшиеся на стропила, на слеги или застрехи дома в качестве оберегов. На крышах амбаров, предназначенных для хранения имущества, еще до сих пор можно видеть множество набросанных рогов, долженствующих способствовать приумножению богатства. Внутри жилища к косяку дверей или оконца в качестве оберега от дурного глаза подвешивались щучьи зубы. Охотничью добычу нельзя было вносить в жилище обычным путем: её или протаскивали через окно, через трубу или специальную дверь. Также нельзя было обычным путем выносить из жилища покойника, во избежание дальнейших посещений его души; его вытаскивали через пролом в стене, который потом заделывали.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Саамские словариЛовозерьеСа̄мь Е̄ммьнеФорум народа саамиКольское саамское радио

 
  Участник рейтинга лучших сайтов
© Saami.su, 2007-2017
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна