РОССИЙСКИЕ СААМИ

Саамы Кольского полуострова

Russian English Finnish German Norwegian Swedish

Меткие выражения и поговорки

Выборочно

Фото

Видео

Книга

Чарнолуский В.В. В краю Летучего камня. Записки эт...
Чарнолуский В.В. В краю Летучего камня. Записки этнографа

Чарнолуский В.В.
его камня. Записки этнографа. Отв. ред. и авт. послесл. и коммент. Т.В. Лукьянченко [ ... ]

 

QR-код страницы

QR-Code

Нотозерский сиййт

Другой вариант названия: Нотозеро. Название происходит от гидронима (оз. Ното): скольт. Нюэхьттzуррь, рус. Нотозеро, дат. Nottiaur. Впервые название сиййта встречается в 1573–1576 годах.
Потомки членов этого сиййта сегодня в основном проживают в поселке городского типа Верхнетуломском, их родным является скольт-диалект. Нотозерский и Сонгельский сиййт постоянно упоминаются в источниках вместе. В XVI–XVIII вв. члены их совместно владели угодьями и промышляли на р. Туломе. Совместное владение угодьями было не только на уровне сиййтов, но и на уровне отдельных их членов. В течение всего XVII в. саами обоих объединений спорили с жителями Колы по поводу размежевания и судились с Печенгским монастырем из-за рыболовецких угодий на реках Туломе и Улите. Во всех торговых и политических акциях эти группы выступали вместе. В приходно-расходных книгах Новгородского приказа конца 1620-х гг. они по неизвестным причинам не упоминаются. На протяжении второй половины XVII в. эти коллективы нанимали для выполнения за себя ямской гоньбы членов Йокостровского и Бабенского сиййтов. Все это приводит к мысли о единстве соньяльских и нотозерских саами. Консолидация этих объединений проявлялась, в частности, в их некоторых совместных действиях. Таковыми можно считать подписанную с Кольскими посадскими людьми деловую запись о меже и суд с Печенгским монастырем о речке Улите. Совместное владение угодьями обоих сиййтов было на двух уровнях. Речь может идти об общественном совладении (на уровне сиййтов), а также о личном совладении на персональном уровне представителей этих коллективов.
Погост Нотозеро стоит над рекою над Конею, а в нем лопари живут крещеные тяглые, а не пашенные, в вежах, всего 19 веж, а людей в них 28 человек, а угодья у них Совно-озеро, Керсо-озеро, Чесмонно-озеро, речка Улита, Печъ-озеро, речка Печъ, да Космо-озеро, Косморучеек, речка Руднав, речка Писта, речка Водонга, Мела-озеро, Пара-озеро, речка-Вуя и с ручейки, Суда-озеро, Гирвас-озеро, речка Гирвас и с ручейки, Товад-озеро, речка Товад и с ручейки, Кочкомо-озеро, речка Кочмога, Речка Рявья (Явр) и всего 12 озер да 10 речек да 2 ручейка, и по тем озерам ловят белую рыбу, а в речках и ручейках бобры бьют и красную рыбу семгу ловят, да того же погоста Нотозерского лопарей на реке на Туломе по выше Падуна забор, а ловят в нем красную рыбу семгу сетями от кольския межи от Кальи. Буки вверх по реке по Туломе до верхнего Падуна да их ж угодье Нотозеро, а ловят в нем белую рыбу, а те они свои угодья речки и озера и ручьи владеют промеж себя исстари по своим крепостям, а в реке Туломе оприч верхнего забора и в Нотозере Сонгельского погоста жильцы ведают с ними вместе исстари по своему Лумвому угодью" (Ефименко, 1878).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Саамские словариЛовозерьеСа̄мь Е̄ммьнеФорум народа саамиКольское саамское радио

 
  Участник рейтинга лучших сайтов
© Saami.su, 2007-2017
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна