РОССИЙСКИЕ СААМИ

Саамы Кольского полуострова

Russian English Finnish German Norwegian Swedish

Меткие выражения и поговорки

Выборочно

Фото

Видео

Книга

Как люди по земле ездят. Книга для чтения на саамс...
Как люди по земле ездят. Книга для чтения на саамском языке

Л.Савельев Перевод на саамский язык : А.Г. Эндюковского Книга для чтения на саамском языке (саамский алфавит [ ... ]

 

QR-код страницы

QR-Code

Муномашский/Кильдинский сиййт

Другие варианты его названия - Муномаш, Муномош, Муномажский. Начиная с Р1719, сиййт пишется как Килдинский, Кильдинский: кильд. Кtллт-сиййт, дат. Mannemis. Происхождение первого названия неясно, второе обычно связывают с островом Кильдин.

Место, где в настоящее время находится поселок Мурмаши, известно с давних времен. Согласно летописям, писцовым книгам, у Мурмашинских порогов находились рыбацкие тони Муномашских саамов. Их угодья раскинулись по берегам Кольского залива, включая устья рек Колы и Туломы. Летняя стоянка Муномашских саамов располагалась на острове Кильдин.

Краевед И. Ушаков отыскал старые письмена и поведал: «первые подробные сведения о кильдинцах относятся к 1608 году, когда царский писец Алай Михалков провел учет тяглого (податного) населения Кольского уезда. В составленной им писцовой книге сказано: "Погост Муномош стоит над ручьем над Ростьем (ныне это северная часть города Мурманска), а в нем живут лопари крещеные, тяглые... 15 веж, а лопарей в них 42 человека". Муномашские лопари имели два поселения - зимний погост на речке Росте и летний погост на острове Кильдин.

В Росписи лопарским погостам 1623 года говорится: "А живут на том острову кильдинские лопари летом для рыбного промыслу трески и палтуса".

«В местах рыбного промысла лопари ставили вежи - постройки летнего типа, используемые преимущественно для сна и укрытия от непогоды. В зимних погостах вежа утеплялась изнутри шкурами, а снаружи - толстым слоем дерна».

В Никоновской летописи 1532 года сообщается: "Тоя же зимы с Колы реки, с Тутоломи, приехаша в Великий Новгород лопляне Мурманского моря и били челом (просили) пресвященному Макарию... прислать священников церкви Божиа свящати и самим просветитеся святым крещением." Архиепископ отправил к лопарям "от соборныя церкве святой Софеи священника и диакона", которые освятили храм Благовещенья и крестили "лоплян... в нашу православную и святую веру". Так Муномашские саамы были крещены в православную веру. Берега реки Туломы были обитаемы, но постоянных жилищ не было. Видимо, одной из причин были частые набеги «немцев» (захватчики шведы, норвежцы, финны), Они спускались по реке Туломе, грабили и разоряли Кольский край.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Саамские словариЛовозерьеСа̄мь Е̄ммьнеФорум народа саамиКольское саамское радио

 
  Участник рейтинга лучших сайтов
© Saami.su, 2007-2017
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна