РОССИЙСКИЕ СААМИ

Саамы Кольского полуострова

Russian English Finnish German Norwegian Swedish

Меткие выражения и поговорки

Выборочно

Фото

Видео

Книга

Г.М. Керт. Названия сельских поселений саамов Коль...

Заселение Кольского полуострова человеком, по данным археологии, началось еще в эпоху мезолита в 7-6 тысячеле [ ... ]

 

QR-код страницы

QR-Code

Муномашский/Кильдинский сиййт

Другие варианты его названия - Муномаш, Муномош, Муномажский. Начиная с Р1719, сиййт пишется как Килдинский, Кильдинский: кильд. Кtллт-сиййт, дат. Mannemis. Происхождение первого названия неясно, второе обычно связывают с островом Кильдин.

Место, где в настоящее время находится поселок Мурмаши, известно с давних времен. Согласно летописям, писцовым книгам, у Мурмашинских порогов находились рыбацкие тони Муномашских саамов. Их угодья раскинулись по берегам Кольского залива, включая устья рек Колы и Туломы. Летняя стоянка Муномашских саамов располагалась на острове Кильдин.

Краевед И. Ушаков отыскал старые письмена и поведал: «первые подробные сведения о кильдинцах относятся к 1608 году, когда царский писец Алай Михалков провел учет тяглого (податного) населения Кольского уезда. В составленной им писцовой книге сказано: "Погост Муномош стоит над ручьем над Ростьем (ныне это северная часть города Мурманска), а в нем живут лопари крещеные, тяглые... 15 веж, а лопарей в них 42 человека". Муномашские лопари имели два поселения - зимний погост на речке Росте и летний погост на острове Кильдин.

В Росписи лопарским погостам 1623 года говорится: "А живут на том острову кильдинские лопари летом для рыбного промыслу трески и палтуса".

«В местах рыбного промысла лопари ставили вежи - постройки летнего типа, используемые преимущественно для сна и укрытия от непогоды. В зимних погостах вежа утеплялась изнутри шкурами, а снаружи - толстым слоем дерна».

В Никоновской летописи 1532 года сообщается: "Тоя же зимы с Колы реки, с Тутоломи, приехаша в Великий Новгород лопляне Мурманского моря и били челом (просили) пресвященному Макарию... прислать священников церкви Божиа свящати и самим просветитеся святым крещением." Архиепископ отправил к лопарям "от соборныя церкве святой Софеи священника и диакона", которые освятили храм Благовещенья и крестили "лоплян... в нашу православную и святую веру". Так Муномашские саамы были крещены в православную веру. Берега реки Туломы были обитаемы, но постоянных жилищ не было. Видимо, одной из причин были частые набеги «немцев» (захватчики шведы, норвежцы, финны), Они спускались по реке Туломе, грабили и разоряли Кольский край.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Саамские словариЛовозерьеСа̄мь Е̄ммьнеФорум народа саамиКольское саамское радио

 
  Участник рейтинга лучших сайтов
© Saami.su, 2007-2017
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна