РОССИЙСКИЕ СААМИ

Саамы Кольского полуострова

Пословицы и поговорки

Выборочно

Фото

Видео

Книга

О лопарях в книге С.В. Максимова "Год на Севере"...
О лопарях в книге С.В. Максимова

Автор: Максимов С.В. Книга Сергея Васильевича Максимова (1831-1901) «Год на Севере» открыла целую эпоху в изучении [ ... ]

 

Друзья сайта

Саамские словари Ловозерье

QR-код страницы

QR-Code

Полезные свойства саамской люльки-переноски Кӣтткэмь

«Втайне от Линвы выдолбил Иоаким из сосны китткэмь (детскую колыбельку). Обтянул ее оленьей кожей, сделал небольшой козырек от ветра и солнца. Не колыбель, а сказка. А Линва, тоже втайне от мужа, давно уже сшила меховой мешок и украсила его жемчугом озерным, а еще небольшую подушечку, которую наполнила нежным пухом куропатки и вышила на ней белые оленьи рожки». (Оксана Русина «Мянтта-Белые рожки сказка»)

У всех групп саамов бытовала колыбель, выдолбленная из куска ствола дерева в виде корытца овальной формы или лодочки с тонкими стенками (средние размеры: длина 70 см., ширина 20 - 25 см.). В основном люльку изготавливали из сосны или березы, которые, по представлениям саамов, обладают целебными свойствами в форме корытца с тонкими стенками, постепенно расширяющимися к изголовью. В ногах - прямоугольной формы, в изголовье стенка отсутствует. Над изголовьем прикреплялся каркас из 2-х деревянных дуг, вставленных в отверстия прямоугольной формы.

Колыбель и каркас обтягивались тонкой оленьей кожей ручного дубления. С боков и со стороны ног прикреплялись свободные куски кожи, которые использовались для укрывания ребенка. К каркасу прикреплялся берестяной навес или полог из х/б ткани для защиты ребенка от комаров. В ногах люльки кожаная петля для подвешивания колыбели. Вдоль корпуса по бокам люльки пришиты петли из крученой кожи. В эти петли продевается плетеная тесьма из шерсти, для закрепления ребенка в люльке. Ребенок, положенный в люльку зашнуровывается.

"Китткэмь" - саамская люлька – корытце из цельного куска дерева имелась в каждом саамском доме. Она украшалась бисером, бусинами, цветным сукном. К ней прикреплялись обереги в зависимости от пола ребенка. Китткэмь имела выверенный центр тяжести, что придавало особую устойчивость; даже при попадании в воду китткэмь держалась наплаву, как маленький кораблик, обеспечивая ребенку безопасность.

«Появившегося на свет новорожденного завертывали в теплый заячий мех и укладывали рядом с матерью. Через три дня, когда отпадала пуповина, ребенка голеньким клали в люльку (иок. -kitkim, клд. - ketkem). Над изголовьем был небольшой полукруглый навес из бересты. Дно колыбели устилали мягким мхом красноватого цвета, который в большом количестве растет в Лапландии, а поверх клали кусочек шкурки молодого оленя. Мох по мере надобности заменяли новым, а шкурку стирали и сушили над очагом.

Под голову ребенку подкладывали маленькую подушечку, набитую оленьей шерстью или пухом куропатки, а самого его укрывали кусочками мягких оленьих шкур. К люльке мальчика саамы подвешивали обычно маленькие лук и стрелы, сделанные из олова или оленьего рога, а для девочки - кусочки цветного сукна, украшения из бисера, перламутровые пуговки, крылышки и лапки белой куропатки. Кроме того, в люльку и мальчику, и девочке в качестве оберега клали зубы лося, иголку и серебряные монетки, а также немного овсяной крупы для обеспечения достатка в их будущей жизни (Харузин, 1890. С. 308). Во время недолгих передвижений мать носила люльку с ребенком у себя за спиной. При летних перекочевках колыбель с ребенком подвешивали к седлу вьючного оленя, а при зимних переездах брали с собой в кережу» (По инфоромации Т.В. Лукьянченко. Прибалтийско-финские народы России. М. Наука 2003).

Декор: орнаментальный, прямоугольно-геометрический. Колыбели украшаются аппликацией кожей по коже, сотканной на бердо тесьмой и бисерной вышивкой. Тесьма применяется двух видов: широкая тесьма, переходящая в три узких тесемки, и тесьма для зашнуровывания люльку.

Поскольку саамы часто кочевали за оленями, мать надевала китткэмь себе на шею на специальный шнурок и держала так, что ребёнок находился в полувертикальном положении. Женщины кормили детей грудью долго, иногда до 3-4 лет. Но в то же время ребенку на 4-м месяце жизни давали пососать кусочек вареной оленины, прикармливали разжеванным хлебом, салом и сахаром, добавляли в пищу ягоды.

Еще наши предки называли березу символом женского начала, доброты, а сосну символом долгой жизни, вечности и бессмертия. Это дерево широко известно, благодаря своим оздоравливающим свойствам. Аромат сосны благоприятно воздействует на органы дыхания, улучшает микроклимат. Благодаря фитонцидам, дерево оказывает благоприятное действие на органы человека. Экологические свойства сосны позволяют считать ее лучшим видом пиломатериалов для здоровья человека. Сосны растут в экологически безопасных таёжных лесах, где рядом нет промышленных предприятий. В помещении, отделка которого выполнена из сосновых пиломатериалов, воздух идеально чистый, практически стерильный.

Пуховые подушки легко отдают и впитывают влагу. Поэтому изделие можно использовать независимо от сезона. Они много веков обеспечивали здоровый и крепкий отдых. Но конкуренцию им могли составить только солома или перо.

Саамская люлька - "китткэмь" - объект нематериального культурного наследия представлен в каталоге Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Ловозерский районный национальный культурный центр».

 

 

 

 

Добавить комментарий



АнтиСпам (абсолютная точность совмещения картинок необязательна)
  Участник рейтинга лучших сайтов
© Saami.su, 2007-2018
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна