РОССИЙСКИЕ СААМИ

Саамы Кольского полуострова

Пословицы и поговорки

Выборочно

Фото

Видео

Книга

Софья Якимович. Из сборника стихов «Праздник медве...
Софья Якимович. Из сборника стихов «Праздник медведя»

Якимович (Юрьева) Софья Ефимовна Из сборника стихов «Праздник медведя» (1999 г.).
Перевод с саамского. &nb [ ... ]

 

Друзья сайта

Саамские словари Ловозерье

QR-код страницы

QR-Code

Роль и значение традиционного пояса в саамской культуре

Саамы Кольской земли, называемой в старину Лапландией, на протяжении истории своего существования создают необыкновенно самобытное прикладное искусство. Его истоки - в необходимости при жизни в суровых условиях Крайнего Севера изготовлять самим одежду, обувь, предметы быта, кроме естественной потребности сделать их удобными и красивыми, имеющих связь с обрядами и верованиями народа.

Еще с древности в саамской культуре традиционный пояс являлся одним из самых сильных оберегов. Неподпоясанный саам считался незащищенным. Когда женщины плели пояса, они заговаривали каждую петельку: на здоровье, на счастье, на удачу…¹.

В костюме пояса являлись той утилитарно-декоративной принадлежностью, по которой мужскую одежду отличали от женской, т. к. покрой ее был одинаковым. Известно, что саамы разного возраста носили разные по назначению и декору пояса для опоясывания одежды.

Для подпоясывания комнатной одежды женщины использовали плетенный из шерсти пояс - пуагкэнь шириной от 10 до 15 см. Выполняя утилитарную функцию, на пояс подвешивали нож с рукояткой из оленьего рога в кожаных ножнах, кисы с иголками и нитками, кошелек и амулеты².

Для мужчин в основном характерны кожаные пояса шириной до 10 см - тассэмы, которые были традиционно украшены медными ажурными бляхами и к которым на цепочках подвешивали различные предметы: кожаные ножны с вложенным в них охотничьим ножом, кожаные карманы для точила, кошелек, разного рода амулеты.

Зимой, надевая пояс поверх верхней одежды, саамы делали на талии большой напуск – пазуху, служивший местом хранения для разных мелочей. Отправляясь на охоту, промысловую одежду мужчины подпоясывали поясом из бисера с набором охотничьих принадлежностей - селльй - куэдть. Считалось, что расшитый древними символами пояс являлся оберегом и приносил удачу своему хозяину.

Узорные пояса были обязательными утилитарно - декоративными деталями не только летнего и зимнего костюма, но также предметов обихода (пояски для колыбелей, сумок, охотничьих ружей и т.д.) и обуви - канег (коаммэ), шитых из оленьих шкур, мехом наружу, с загнутыми кверху носами.

Оборы – плетенные или вязанные из шерсти длинные завязки. Женские пояски – оборы, в отличие от мужских, были широкими, однотонного красного цвета, к концам дополнительно прикреплялись бусины. Для мужчин оборы выполнялись узкими и с мелким рисунком. У молодежи они отличались преобладанием ярких красных узоров, у пожилых – сдержанной серой расцветки³. Оборы пришивали по две спереди канег, затем обматывали вокруг ноги и тем самым прочно фиксировали каньги.

Профессор из Швеции К.Р. Виклунд, побывавший в Русской Лапландии в начале XX века, писал о том, что саамы в старину при многих религиозных обрядах, при волховании, при лечении больных употребляли особого устройства и формы пояс - почень. Пояс в свернутом виде напоминал бубен, который являлся непременной принадлежностью обрядов саамских нуэйтов (шаманов). «Пояс - почень был сделан из черной полосы кожи, длиной в обхват тальи среднего человека, а шириною около аршина; он был обшит суконными лентами трех цветов: верхняя лента - желтого цвета, средняя, любимого лопарями, красного цвета и нижняя - черного цвета; по полосам от одного края до другого, т.е. сверху донизу, была крупная вышивка из бисера разных цветов. Сзади пояса имелось три медных кольца в один вершок в диаметре, пришитых сверху; снизу кольца не были пришиты…»¹.

Так для традиционной культуры функциональные и ритуальные параметры поясов имели исключительное значение, которое было характерно, кроме саамов, для всего восточнославянского этнокультурного пространства.

С трансформацией традиционного комплекса одежды происходит и трансформация пояса. Эта особо важная по своему значению деталь костюма утрачивает свою обрядовую функцию и магическое предназначение, сохраняя в большей степени эстетический смысл для народного искусства. Кроме того, в современном использовании пояс остается необходимым элементом промыслового охотничьего костюма. Кожаным поясом тассэм лопарь и теперь подпоясывает малицу. Свое назначение сохраняют также и каньги в качестве летней обуви. Практическое и эстетическое использование поясов сохраняет их актуальность и по сей день.

Источники:
1. Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. - Мурманск, 2002. - 416 с.
2. Саморукова А.Г. История и культура кольских саамов ХIХ - начала ХХ в.в. - Апатиты, 2007. - 66 с.
3. Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов Северо - Западной России. - Петрозаводск, 2002. - 326 с.

Доклад был представлен в публикации на конференции «Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии» (Санкт-Петербург, 24-26 июня 2009 года). Научный руководитель - М.Л. Шатковская.

Информационный центр "Финноугория"

 

Добавить комментарий



АнтиСпам (абсолютная точность совмещения картинок необязательна)
  Участник рейтинга лучших сайтов
© Saami.su, 2007-2018
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна