РОССИЙСКИЕ СААМИ

Саамы Кольского полуострова

Russian English Finnish German Norwegian Swedish

Меткие выражения и поговорки

Выборочно

Фото

Видео

Книга

Афанасьева Н.Е. Саамско-русский разговорник...
Афанасьева Н.Е. Саамско-русский разговорник

Нина Елисеевна Афанасьева
орник. Технический редактор Е.Г. Гунин

 

QR-код страницы

QR-Code

"Кольского острога соборного священника Алексея Симонова тетради с отчетом о поездке его по государеву указу по Лопским погостам для уничтожения у лопарей язычества и возсоединения их к православной церкви"

1681 г., 13 ноября-1682 г., 26 апреля.

(избранные главы)

…том о вере и обычаех лопарей спрашивал: крещены ли оне, лопари, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и ведают ли проповедь святаго Евангелия, и не держат ли каких богоотступных обычаев, и не дают ли чести водам, и не приносят ли жертв и идолопоклонства огню, кусту, каме-нию и древам, иных волхований вражиих, не ядят ли мертвечины, крови и удавленины и зверми, и птицею убитого и иных мерзостных нечистот и идоложертвенных. И выслушав указ великого государя, Воронеского погоста лопари староста Алешка Козмин, Игнашка да Пашко Петровы, Коземка Григорьев, Демитко Афонасьев, Ивашко Васильев, Васка Щокин, Логинко Кондратьев, Кондрашка Федоров з женами и детми порознь по одному человеку сказали со всяким послушанием по духовенству: крещены де оне из давных лет, а веры православныя християнския обычаев никаких не знают, и проповеди и святаго Евангелия и о благочести и поучения ни от кого не слыхали, а от святаго крещения лет по двацати и по тритцати, а иные и до старости у отцев духовных и во церквах не бывали, и таины об. святаго покаяния не знают, и тела и крови Господа нашего Иисуса Христа не причащалися, и иных таин святыя православные християнские. Церкве не держат для того, что живут де оне от Кольского острога в далных местех верст за полтораста, а ис Кольского де острога приезжают к ним в Лопския погосты для крещения младенцов священники одинова в год, ф то время, как берут с них дань на великого государя, и то де время бывает у нас суетное.

А от священников де им о християнских обычаях по се время поучения никакова не бывало для того, что живут оне, священники, у них в погостех малое время, день или по нужды два. А обычаи де оне, лопари, держат от прародителей своих. Когда им бывает время ходить на какие промыслы для зверя и для оленей и для рыбы, и в то время обещаюца оне приносить жертвы: иной дереву, иной каменю, иной кусту, первого зверя промысла своего оленя или иного коего добудет. И сняв с него кожу, а кровь выточиши в сосуд, и мясо розсекают, и тою кровию обливают дерево, или камень, и куст, и кожею покрывают, а мясо розсекши, об. мечют по земли для приношения. И розметав по земли, отшедшы от того места, и приносят хвалу птицам и зверем. А в похвале своей говорят: "птицы и звери, промысла нашего мяса поядаите, а зла нам в промыслу никакова не делайте". А дерево, или камень, или куст кожею покрывшы, и отшед тому месту, кланяются и хвалу приносят, и говорят: "Даи нам, Господи, чем бы нынешной год жить".

А иные тех мяс оставляют и сами ядят. И бес того де богомерского своего обычая оне, лопари, никакакие свои промыслы преж сего и по се время не ходили. А по святым постам мясо нужды ради ядят и удавленину и кровь и идоложертвенныя мяса ядят же. И ныне месяца ноемврия в 17 день по указу великого государя те свои богомерския жертвища оне, лопари, разорили-древа и кусты, которым преж сего жертвы приносили, посекли и камение розбили. И впред пред святым Евангелием обещалися прежние свои богомерския обычаи оставить и детей своих на такое злое богомерское дело не учить. А для молитвы и для чести и поклонения святых икон поставили оне, лопари, часовню во имя Рождества Иисуса Христа.

190-го году ноября в 25 день Семиостровского погоста лопари староста Ивашко Павлов, Евдокимко Федоров, Тимошка, Ефтюшка, Елизарко Павловы дети, Ивашко да Аввакумко Архиповы, Васка Григорьев, Савка да Фетка Яковлевы, Мелешка да Юшко Ивановы, Марчко Яковлев, Созонко Максимов, Мишка да Петрушка да Ивашко Фефиловы дети, Игнашка Федоров, Мишка да Ивашка Алексеевы, Фетка Яковлев и все лопари з женами и детми, выслушав указ великого государя о призывании иноверцов и идолопоклонников и отступников во благочестивую нашу православную християнскую веру со всяким послушанием порознь по одному человеку сказали: крещены де оне из давных лет, а веры православныя де християнския веры и обычаев и проповеди и святаго Евангелия по се время не знают, и о благочестии поучения ни от кого не слыхали, потому что живут от Кольского острога в далных местех за полтретьяста верст.

А обычаи держат и жертвы и хвалы приносят таким же злочестивым обычаем, как писано выше сего Воронеского погоста о лопарех. И ныне месяца того же в 27 день по указу великого государя оне, лопари, жертвища богомерских своих приношений разорили и обещалися пред святым Евангелием впредь жертвы ниакие тварем не приносить. А для молитвы поставили оне, лопари, часовню во имя Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Собора. Декабря в 11 день, выслушав указ великого государя со всяким послушанием Ловозерского погоста лопари староста Максимко Созонов, Спирка Михаилов, Максимко Иванов, Ильюшка Иванов, Гришка да Игношка Ивановы, Ивашко Михаилов, Юшко Иванов, Петрушка Юрьев, Матюшка да Васка Ивановы, Созонко Екимов, Максимко Созонов, Гришка Селивестров, Марчько Семенов, Артюшка Иванов, Артюшка Иванов1, Афонка Григорьев, Елеска Михайлов и все лопари з женами и детми порознь по одному человеку по духовенству сказали: крещены де мы из давных лет, а веры благочестивыя християнския обычаев и проповеди святаго Евангелия ничего не знаем и о благочестии учения ни от кого не слыхали для того, что живут от Кольского острога веръст за полтретьяста.

А обычаи де от прародителей держат, и приносят жертвы древам и кусту и камению таким же обычаем, как писано выше сего Воронеского погоста о лопарех. Да они же приносят жертвы водам: мечют в воду серебро, медь, олово и хлеб и присят себе от вод в промыслах прибытка и себе здоровья. Да оне же отдают домовых своих оленей в жертву горам и дереву и молятся, чтоб у них олени долго жили и плодилися. А удавленину и кровь и во святыя посты мясо ядят же. И ныне декабря в 22 день оне, лопари, те свои богомерския жертвища все разорили, а впредь обещались тех своих злых мерзостей не творити. А для молитвы построили часовню во имя Богоявления Господня. Декабря в 27 день, выслушав указ великого государя, Масельского погоста лопари староста Ромашка Ельфимов4, Петрушка Романов, Фомка Петров, Захарко Яковлев, Мишко Юрьев, Якунка да Васка Григорьевы, Петрушка Гаврилов, Панко Володимеров, Гришка Григорьев и все лопари з женами и детми по духовенству сказали: крещены де мы из давных лет, а веры православныя християнския и проповеди святаго Евангелия не знаем, и учения о благочестии ни от кого не слыхали для того, что живем де мы от Кольского острога за сто верст.

А жертв никаким тварем не приносят. А кровь и удавленину ядят же. И ныне генваря в 3 день по указу великого государя построили оне, лопари, часовню во имя Воскресения Господня. Генваря в 10 день, выслушав великого государя указ, Екостровъского погоста лопари староста Герасимко Савельев, Архипко Петров, Оска да Павлик Архиповы, Ивашка Матфеев, Ивашко Иванов, Ондрюшка Кондратьев, Лучка Алексеев, Кирилко Ефремов, Ивашко Михаилов, Оска Дмитреев, Федотко Яковлев, Сергушка иванов, Ивашко Никитин, Ивашко Марков, Васка Григорьев, Ивашко Юрьев и все лопари з женами и детми по духовенству сказали: крещены де мы из давных лет, а православныя веры и проповеди святаго Евангелия не знаем. А жертвы и требищ тварем не приносят. А кровь и удавленину ядят же. И ныне генваря в 18 день по указу великого государя поставили оне, лопари, в погосте своем часовню во имя Благовещания Пресвятеи Богородицы. Февраля в 4 день, выслушав великого государя указ, Бабенского погоста лопари староста Якунка Матфеев, Фомка Никулин, Сергушка Савельев, Терешка Фефилов, Юшко Ларионов, Петрушка Михайлов, Васка Дмитреев, Ивашко Аверкеев, Мишка Федоров, Мелешка Ондреев, Васка Никулин, Ивашко Савин, Герасимко Федоров, Матюшка Григорьев, Марчко Никулин и все лопари з женами и з детми по духовенству сказали: крещены де оне из давных лет, а обычаев християнских и проповеди святаго Евангелия не знают. А жертв никаких тварем не приносят.

А кровь и удавленину ядят же. И ныне по указу великого государя февраля в 10 день поставили оне, лопари, в погосте своем часовню во имя Ииоана1 Предтечи. Февраля в 12 день, выслушав указ великого государя, Нотозерского погоста староста Ондрюшка Иванов, Ондрюшка Федоров, Якунка Иванов, Якунка Семенов, Ивашко Васильев, Ивашко Семенов, Потанка Федоров, Ивашко Осипов, Гришка Фефилов, Андрюшка да Петрушка Ефремовы, Степанко Григорьев, Гришка Федоров, Фетка Васильев, Фетка Иванов, Ивашко Ефремов, Нестерко Исаков, Афонка Григорьев и все лопари з женами и детми по духовенству сказали: крещены де мы из давных лет, а православныя християнской веры и церковных таин ничего не знаем, и проповеди святаго Евангеия ни от кого не слыхали. А жертв тварем никаких не приносят.

И ныне по указу великого государя поставили оне, лопари, часовню во имя Николая Чюдотворца. Февраля в 15 день, выслушав великого государя указ, Соельского погоста староста Митка Тихонов, Коземка Петров, Ивашко Дмитреев, Афонка да Ивашко Козмины, Васка Осипов, Сенка Васильев, Фомка Семенов, Петрушка Кондратьев, Алешка Тимофеев, Ильюшка Ларионов, Митка, Сенка, Ивашко Алексеевы, Степанко, Коземка, Петрушка Ильины, Афонка Ларионов, Оска Яковлев, Афонка Иванов, Афонка, Васка, Якунка, Максимко Осиповы, Фетка Григорьев, Фофанко Иванов, Петрушка, Фетка Власовы, Васка Игнатьев, Ивашка Андреев, Данилко Дмитреев, Антошко Афонасьев и все лопари з женами и детми по духовенству сказали: крещены де мы из давных лет, а православныя християнския веры и церковных таин и проповеди святаго Евангелия не знаем. А жертв и приношения тварем не приносят. А удавленое ядят…

… А церковь у нас освещенная есть во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба-освещена в лета царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии по благословению архиепископа Пимина Великаго Новаграда. А священника у тое церкве нет, потому что у нас место безхлебноехлеб у нас не родитца и купить негде и священником у нас питатца нечем. А нам кроме священника жить в таком порубежном месте велми скучно, потому что с ыноземцами промышляем смежно, и вместе пьем и ядим и [со] своими женами-родилницами також год пьем и ядим. И от таковыя нужды нам невозможно во церковь святую входить и святых икон целовать, ни свещь, ни кажения приносить. И друг со другом сходитца и самим мерско. А тварем приношения никакова не даим. А кровь и удавленину ядят же. Февраля в 24 день, выслушав великого государя указ, Нявдемского погоста староста Ивашко Васильев, Ивашко Ермолин, Гришка, Иевко, Мишка Васильевы, Данилко, Макарко Афонасьевы Андрюшка Иванов, Петрушка да Тимошка Алексеевы, Трошко Михаилов, Тимошка да Сенка Васильевы, Степанко да Мишка Григорьевы, Гришка Васильев, Пашко Федоров и все лопари з женами и детми сказали: имя де християнское на себе носим, а таин християнских кроме крещения ничего не знаем, потому что живем от Кольского острога за полпятиста верст на рубежех и промышляем с ыноземцами с свицкими и з даньскими вместе. И во всем как писано выше сего о пазрецких лопарях. А прихоженя оне, нявдемския лопари, тое же Пазрецкия церкви святых страстотерпцев Бориса и Глеба. А книги писал священник Алексеи своею рукою.



Российский государственный архив древних актов. Фонд 137. Боярские и городовые книги. Опись 2. Дело 114. Л. 1-15. Подлинник

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Саамские словариЛовозерьеСа̄мь Е̄ммьнеФорум народа саамиКольское саамское радио

 
  Участник рейтинга лучших сайтов
© Saami.su, 2007-2017
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна