РОССИЙСКИЕ СААМИ

Саамы Кольского полуострова

newСаамские словари 3.1 - 2017. Скачать
Свободно-распространяемая программа. Не требует интернет и регистрации.

Пословицы и поговорки

Выборочно

Фото

Видео

Книга

Саамско-русский словарь
Саамско-русский словарь

Авторы: Н.Е. Афанасьева, Р.Д. Куруч, Е.И. Мечкина, А.А. Антонова, Л.Д. Яковлев, Б.А. Глухов Рецензенты: Академик АН С [ ... ]

 

Друзья сайта

Саамские словари Ловозерье

QR-код страницы

QR-Code

Саамы - небольшой коренной финно-угорский народ Севера Европы. Основная масса саамов населяет Север Норвегии, Швеции и Финляндии. Часть саамов живет в России, на Кольском полуострове (1,9 тыс. человек).

Скандинавы и русские называли саамов "лопари", "лопляне" или "лопь". От этого наименования происходит название Лапландия (Лаппония, Лаппоника), то есть "земля лопарей".

Самоназвание Кольских саамов - саами, саамь, саме, скандинавских - самелатс, самек. В последние годы как в литературе, так и в быту лопарей стали часто называть по их самоназванию - саамами.

Саамы Кольского полуострова представляют собой совершенно самостоятельную этнографическую группу, которую называют Кольскими саамами. В далеком прошлом предки Кольских саамов занимали значительно большую территорию, населяя земли современной Карелии.

Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота.

Саамы - народ крайне самобытной культуры. Его редкое своеобразие, трудно поддающееся объяснению, сделало этот народ своего рода этнографической загадкой и с давних пор привлекало к себе внимание исследователей.

Подробнее...

article separator

Новые материалы

Альбом с фотографиями из архива Георгия Мартыновича Керта
Альбом с фотографиями из архива Георгия Мартыновича Керта

Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук.
Общественная орг [ ... ]

Книги
Краткий SÁMI-CА̄МЬ, CА̄МЬ-SÁMI словарь
Краткий SÁMI-CА̄МЬ, CА̄МЬ-SÁMI словарь

Удць SÁMI-CА̄МЬ, CА̄МЬ-SÁMI соагкнэгка. Автор: Pekka Sammallahti, Анастасия Хворостухина

Саамский язык
Сергей Есенин на саамском. Стихотворения
Сергей Есенин на саамском. Стихотворения

Перевод: Антонова А.А и Якимович С.Е. Это первый сборник стихотворений Сергея Есенина, переведенный на саамск [ ... ]

Поэзия
Волшебный полуостров
Волшебный полуостров

Автор: Ядринцева Ирина
Рисовала: Абарина Светлана

Фольклор
Дед Лазарь рассказывает
Дед Лазарь рассказывает

Короткие саамские рассказы.
На саамском языке. Автор: Яковлев Лазарь Дмитриевич
Редакторы: Афанасьева Нина Ел [ ... ]

Саамский язык
Йоканьга. Часть 2
Йоканьга. Часть 2

Автор: Миронова Н.Н.

Книги

Популярные материалы

Октябрина Воронова. Из сборника стихов «Вольная птица».
Октябрина Воронова. Из сборника стихов «Вольная птица».

Октябрина Воронова
Первая саамская поэтесса, пишущая стихи на родном языке. Из сборника стихов «Воль [ ... ]

Поэзия
Семилетний стрелок из лука
Семилетний стрелок из лука

Автор: Пация Е.Я. Мурманское книжное издательство, 1990 год.

Фольклор
СААМСКИЕ СКАЗКИ. Под редакцией Г.М. Керта

Составление, предисловие и примечания Е. Я. Пация. Под редакцией Г. М. Керта.
Гравюры художника В. Л. Носкова - М [ ... ]

Фольклор
Лопарские сказки
Лопарские сказки

Автор: Брискин Н. Перепечатано из № 5 „Известий А. О. И. Р. С.” 1917 г. Архангельск. Губернская типография. Лопар [ ... ]

Фольклор
Уникальные подразделения. Оленетранспортные батальоны в годы Великой Отечественной войны в Заполярье...
Уникальные подразделения. Оленетранспортные батальоны в годы Великой Отечественной войны в Заполярье

Мария Соколова 12/08/2010 г. Мурманск, 10-й класс,
научный руководитель С. Б. Корнаухова Открываю книгу Евгения Хал [ ... ]

Статьи, рассказы
Археологические памятники Кольского полуострова и проблема происхождения саамов...
Археологические памятники Кольского полуострова и проблема происхождения саамов

Автор: Мурашкин А.И. 1 Изучение древней истории населения Северной Фенноскандии началось во второй половине [ ... ]

Статьи, рассказы
Аскольд Бажанов. Из сборника стихов «Солнце над тундрой» (1983 г.)
Аскольд Бажанов. Из сборника стихов «Солнце над тундрой» (1983 г.)

Аскольд Бажанов Из сборника стихов «Солнце над тундрой» (1983 г.).

Поэзия
Лопарские сейды
Лопарские сейды

Автор: Визе В.Ю. Статья Визе, обобщающая полевой материал экспедиций 1910-1911 гг. в центральную часть Кольского п [ ... ]

Статьи, рассказы
Лопари (Этнографический очерк)
Лопари (Этнографический очерк)

Автор: Алымов В.К. ЛОПАРИ Библиотечка журнала "Дружные ребята", издательство "Крестьянская газета", Москва 193 [ ... ]

Книги

Случайно выбранные материалы

Лопари и их предания
Лопари и их предания

Автор: Островский Д.Н. Перепечатано, по распоряжению Императорского Русского Географического Общества, из XXV [ ... ]

Статьи, рассказы
Роль и значение традиционного пояса в саамской культуре
Роль и значение традиционного пояса в саамской культуре

Саамы Кольской земли, называемой в старину Лапландией, на протяжении истории своего существования создают н [ ... ]

Статьи, рассказы
Язык и духовная культура кольских саамов

Авторы: Иванищева О.Н., доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии и межкульту [ ... ]

Книги
Лопарская музыка
Лопарская музыка

Автор: Визе В.Ю. Заметка В.В. Визе открывает небольшой цикл этнографических работ, посвященных саамам, открыв [ ... ]

Статьи, рассказы
Советские саамы: история, экономика, культура
Советские саамы: история, экономика, культура

Автор: Киселев А.А., Киселева Т.А. Мурманск. Мурманское книжное издательство - 1987 В книге рассказывается о жиз [ ... ]

Книги
Саамы. Хомич Л.В.

Как вы уже знаете, у саамов были зимние погосты, в которых они жили примерно с декабря по март, занимаясь выпасом оленей и охотой. Зимние погосты размещались обычно во внутренних районах полуострова, по берегам озер или рек, вблизи леса. В центре (реже на краю) такого зимнего поселения находилась часовня. Зимние поселения саамов сохраняли свое местоположение многие годы. Только по истечении 20 - 30 лет, в связи с истощением ягельников или охотничьих угодий, погост мог быть перенесен на другое место.

Традиционным зимним жилищем саамов в XVIII веке была вежа, а в XIX - начале XX века - пырт, или тупа (последнее название перешло к Кольским саамам от скандинавских).

Вежа имела форму усеченной четырехгранной (иногда шестигранной) пирамиды высотой до 2,5 метров, площадью 3x3 метра. Бревенчатый остов с наклонными стенами покрывали оленьими шкурами или плотной тканью, сверху укладывали хворост, дерн и древесную кору. Вверху оставляли отверстие для выхода дыма.

В центре вежи из камней складывали очаг. Вход закрывали дверью, прикрепленной к образующим его бревнам. Обычно вход был обращен на юг. Часть вежи, противоположную входу, занимали иконы и посуда. Остальное пространство покрывали ветками деревьев, застилали оленьими шкурами. Здесь жители вежи спали, ели, занимались шитьем, беседовали.

Теснота помещения, постоянный дым от костра, вероятно, способствовали переходу большей части саамов к несколько более удобному и благоустроенному жилищу - тупе, хотя вежа и позже использовалась как временное жилище.


Рис. 15. Старинные жилища саамов: вверху- вежа, в центре - тупа, внизу - кувакса

Считается, что тупа появилась сначала у саамов, живших вблизи озера Имандра, затем распространилась в другие места, где был строевой лес.

Тупа представляет собой примитивный бревенчатый домик площадью 12 - 13 квадратных метров и высотою немногим более 2 метров. Она имеет одно или два небольших оконца. В прошлом крышу делали плоской, насыпали на нее землю и укладывали дерн. В углу возле двери из камней, обмазанных глиной, устраивали камелёк - очаг наподобие камина.

Тупа, по сравнению с вежой, была светлее и удобнее. В домашнем обиходе саамов появились стол, скамейки, полки для посуды.

В очаге был специально вделанный в камни металлический стержень, к которому на крюке подвешивался котел для варки пищи или чайник.

Как в веже, так и в тупе вблизи очага имелись горизонтальные деревянные жерди, на которых развешивали для просушки одежду и обувь.

Во временных стойбищах в период весенне-летних кочевок саамы жили в переносных шалашах - куваксах.

Простейшая кувакса состояла из нескольких шестов, расставленных на земле по кругу и связанных вверху. На этот конический каркас натягивали чехол, сшитый из оленьих шкур. В теплое время использовали чехол из бересты или парусины.

Посредине куваксы раскладывали костер для приготовления пищи, обогрева и освещения. По бокам стелили оленьи шкуры, на которых днем ели, шили, отдыхали, а ночью спали.

В этих традиционных жилищах саамов помещались одна или две семьи. Если в жилище было две семьи, то каждая занимала свою половину по одну из сторон от костра или очага. Наиболее почетными местами считались расположенные ближе к так называемому чистому месту. Чистое место находилось в части жилища, противоположной входу. Иногда оно ограждалось досками, поставленными на ребро. В прошлом там находились традиционные предметы культа, позднее - иконы и посуда.

К началу нашего века многие саамы по примеру русских уже ставили избы, называя такую избушку русским словом «дом».

Иногда саамы заменяли куваксу близким по конструкции коми-ненецким чумом, который был больше и лучше обустроен.

О каком-то домашнем убранстве можно говорить только применительно к тупе (пырту), где имелись деревянная кровать, нары, стол, скамьи. В веже можно было встретить только низенькие столики, сидели же просто на шкурах или ящичках.


Рис. 16. Хозяйственная утварь саамов

Хозяйственную утварь и посуду саамы изготовляли из дерева (чаще березы) или бересты. Из дерева выдалбливали миски, чашки, ковши, ложки. Рукоятки посуды иногда украшали орнаментом. Из бересты изготовляли корзины, коробочки, своеобразные скатерти. Чайную посуду из фаянса покупали у русских купцов. Для некоторых продуктов шили мешки из замши или дубленой кожи.

Основной пищей саамов зимой было оленье мясо. В прошлом, когда на Кольском полуострове в изобилии водились дикие олени, в пищу употребляли их мясо, позднее, с развитием домашнего оленеводства,- преимущественно мясо домашнего оленя. У саамов и раньше не было зафиксировано употребление в пищу сырого оленьего мяса, как это имело и имеет место у ненцев и некоторых других оленеводческих народов. Однако спасаясь от цинги, саамы пили сырую оленью кровь и ели мороженое сырое мясо. Обычно же мясо оленя варили в котле, слегка приправляя бульон мукой или ягодами. Ели, как и большинство северных народов, сначала мясо, а затем суп. Мясо также поджаривали на специальных палочках над огнем. Чтобы сделать запасы, вялили мясо, нарезав тонкими ломтиками, над костром или на воздухе.

Иногда в прошлом ели мясо медведя, хотя долго сохранялись следы ритуального отношения к медведю и его мясу.

Летом основной пищей саамов являлась рыба. Предпочтение отдавалось озерной рыбе - сигу, налиму, щуке, окуню и другим. Рыбу варили и ели перед ухой. Рыбу также жарили, нанизав на палочки, над костром или перед камельком. Как и мясо, вялили рыбу на воздухе. Заимствовали от русских секреты приготовления рыбы, запеченной в тесте. Это блюдо можно было приготовить только в русской печи, и это могли делать только саамы, жившие в избах.

Традиционным блюдом был суп из куропаток.

Растительная пища в рационе саамов занимала довольно скромное место. Из покупной муки пекли лепешки. В пищу употребляли внутренний слой сосновой коры, которую сушили, толкли и ели с рыбным или мясным супом.

Пищевой рацион скандинавских и Кольских саамов мало отличался. Однако у зарубежных саамов было широко распространено доение важенок, поэтому большее значение у них имели молочные продукты. У Кольских саамов доение важенок носило случайный характер (Т. В. Лукьянченко).

Отличие имеется и в пристрастии к напиткам: если Кольские саамы любят чай, который пьют по нескольку раз в день, то скандинавские саамы предпочитают кофе. В данном случае налицо влияние соседних народов, а также имеющегося в продаже ассортимента товаров.

Рассказывая о материальной культуре саамов, мы пока ничего не сказали об их одежде. Перевернем страницу...

 

Комментарии  

кщш
#1 кщш 16.10.2017 14:30
как красиво! надо всем переселиться в такие прекрасные дома! и быть ближе к природе
Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий



АнтиСпам (абсолютная точность совмещения картинок необязательна)
  Участник рейтинга лучших сайтов
© Saami.su, 2007-2018
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна